Вопрос 1. Какие уровни профориентационной работы существуют в профессиональных образовательных организациях?
Ответ: Существуют следующие уровни профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях:
Базовый уровень → Работа с потенциальными абитуриентами и их родителями;
Внутренний уровень → Работа с обучающимися;
Итоговый уровень → Взаимодействие с работодателями.
Работа с потенциальными абитуриентами и их родителями выражается в следующих видах работы:
- проведение Дня открытых дверей;
- организация работы приемной комиссии;
- участие в родительских собраниях в школах;
- проведение элективных курсов в школах и в ПОО;
- организация выездных рекламных кампаний;
- проведение профессиональных проб для школьников по специальностям, реализуемым в колледже;
- изготовление рекламных плакатов и листовок о предлагаемых специальностях/ профессиях, реализуемых в ПОО.
Работа с обучающимися проводится в следующих:
- внедрение системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры обучающихся.
- информационное наполнение сайта колледжа в сети Интернет, оперативное обновление рекламной информации.
- активная работа, направленная на участие обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, корпоративных чемпионатах предприятий работодателей, в олимпиадах, конкурсах профмастерства, выставках, ярмарках вакансий, семинарах, мастер-классах, конференциях с участием работодателей.
- организация клубов, театра моды, КВН, квестов, спортивных мероприятий; мастер-классов с выпускниками ПОО; временного трудоустройства обучающихся, встреч с специалистами Центра занятости.
Взаимодействие с работодателями заключается в:
- проведении экскурсий на предприятия социальных партнеров;
- развитии сетевого взаимодействия «Школа-ПОО-Работодатель», договорных отношений с предприятиямипо вопросам организации практикоориентированного образовательного процесса;
- организации учебного процесса с использованием элементов дуальной системы обучения;
- участии работодателей в ГИА, членами жюри на конкурсах, олимпиадах профмастерства, руководство дипломниками;
- заключении договоров на предоставление баз практик;
- изготовление рекламных плакатов и листовок о предлагаемых вакансиях работодателей и размещение на стендах.
9.01.18 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования
Вопрос 2. Что относится к основным направлениям профориентационной работы в ПОО?
Ответ: К основным направлениям профориентационной работы в ПОО относится:
- профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений (общеобразовательных и СПО) и их родителями;
- выявление и реализация профориентационных возможностей различных программ (образовательных, воспитательных и т.д.) и научно-исследовательских проектов;
- формирование системы привлечения и обеспечения набора абитуриентов из отдаленных территорий;
- укрепление взаимодействия с педагогами города, района, области;
- профориентационная работа со студентами;
- информационное сопровождение профориентационной деятельности.
Вопрос 3. Какие активные формы профориентации реализуются в профессиональной образовательной организации?
Ответ: В профессиональных образовательных организациях могут реализовываться следующие активные формы проведения профессиональной ориентации:
- создание интерактивной профориентационной системы вуза;
- проведение дней науки, дней самоуправления, дней открытых дверей;
- организация предметных олимпиад для студентов и различных групп населения и для школьников в частности, учебно-практических семинаров в школах;
- выполнение совместных научных и социальных проектов,
- создание специализированных классов для углубленной подготовки по ряду дисциплин;
- привлечение школьников к работе проблемных групп;
- работа в студенческих отрядах;
- участие в научно-практических конференциях; конкурсах студенческих научных работ, научных докладов; ярмарках вакансий, учебных мест, мероприятиях по содействию трудоустройству;
- создание в ПОО работниками телевидения и преподавателями рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;
- активное участие преподавателей ПОО в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
- проведение профессиональных недель в ПОО;
- взаимодействие ПОО и школы, а именно: помощь молодежи в области занятости и досуга молодежи; поддержка и продвижение инновационных идей; довузовская подготовка школьников.
Одним из эффективных активных методов профориентации является квест «Горизонты профессий», который проводится с целью повышения уровня информированности школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций о специфике и особенностях профессий, востребованных на рынке труда Тюменского региона, а также для развития их собственных профессиональных предпочтений.
Вопрос 4. Какие пассивные формы профориентации реализуются в профессиональной образовательной организации?
Ответ: В профессиональных образовательных организациях могут реализовываться следующие пассивные формы проведения профессиональной ориентации:
- беседы о направлениях и профилях, организуемые преподавателями ПОО;
- использование преподавателем нетрадиционных форм работы со студентами «круглых столов», «мастерских», «мастер-классов», которые требуют привлечения как предметных, так и профессиональных компетенций студентов;
- организация и проведение ознакомительных экскурсий на потенциальные места будущего трудоустройства выпускников;
- приглашение профессионалов в узких областях, педагогов - новаторов, ведущих бизнесменов в ПОО в рамках проведения тематических мероприятий;
- приглашение преподавателей ПОО на тематические вечера в школу;
- организация лекториев с приглашением абитуриентов;
- оформление информационных стендов о направлениях и профилях ПОО;
- организация посещения предполагаемыми абитуриентами ПОО;
- выступление преподавателей, сотрудников ПОО в СМИ;
- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях ПОО и др.