Вопрос 1. Почему сегодня, в условиях реализации ФГОС, большое значение придается именно системно-деятельностному подходу?
Ответ: Согласно результатам исследований (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, и др.) развитие личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности
4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. В педагогической литературе часто используются понятия «личность», «субъект», «индивид». Как они соотносятся? Или это синонимы?
Ответ: Понятия «личность», «субъект», «индивид» отражают сложность и многоплановость природы человека и связаны с вопросом о соотношении биологического, социального и духовного в человеке.
Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, то используют понятие индивид - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств и понятие личность - социально-психологическая сущность человека.
Кроме того, человек является субъектом - носителем предметно-практической деятельности.
Вопрос 3. Как правильно мотивировать детей?
Ответ: Существует много видов и, соответственно, приемов мотивации обучающихся. Общие рекомендации можно представить следующим образом:
- вместо оценки «Молодец» спрашивайте ребенка: «Ты удовлетворен результатом?»;
- проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и затруднений обучающихся;
- не спрашивайте школьника, если уверены, что он не ответит на вопрос;
- предложите обучающимся вести специальную тетрадь, где они записывали бы свои цели на неделю, год; способы достижения целей; оценивали бы результат;
- не используйте угрозы;
- развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, умении использовать индивидуальные эталоны сравнения (поощряйте школьников сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним, приписывать причины происходящего себе (и в случае успеха и в случае неудачи)).
- просите обучающегося описать, проговорить свое эмоциональное состояние в процессе работы на уроке;
- демонстрируйте разнообразие переживаемых вами эмоций на учебном занятии (проговорить их вслух);
- предоставьте возможность обучающемуся самому выбирать задания («место сомнений - место на оценку»).
Вопрос 4. Раньше мы этап урока называли «повторение пройденного», а сейчас «актуализация субъектного опыта». Есть ли разница или это просто «современное веяние»?
Ответ: Как правило, на этапе повторения пройденного педагог предлагает обучающимся вопросы, требующие воспроизведения знаний (Что такое имя существительное? Как проверить безударный гласный в корне слова? И т.п.)
На этапе актуализации субъектного опыта обучающиеся анализируют учебный материал, сравнивают, обобщают то, что они уже знают. Этот этап необходим для того, чтобы обучающиеся сделали «переход от знания к незнанию» и сформулировали цель учебного занятия (сегодня мы узнаем то. чего не знаем).
Вопрос 5. Сейчас нас ориентируют на то, чтобы заключительный этап урока называть «рефлексией». Чем рефлексия отличается от традиционного подведения итога урока?
Ответ: Понятие «рефлексия» относится к категории «самосознания». Это своего рода, разговор с самим собой:
определение своих успехов (достижений) и затруднений, нахождение причин, их вызвавших, определение путей закрепления успеха или преодоления затруднений.
На этом этапе урока педагог предлагает детям оценить (речь идет о качественней оценке) свое состояние (внимание, работоспособность) в течение урока, оценить, как работала группа, оценить результаты учебной деятельности (Что узнал? Чему научился? Какие затруднения испытывал? Что необходимо делать, чтобы закрепить успех и исправить ошибки?)
Подобная работа требует ситуации доверия, психологического комфорта в коллективе.
Обратите внимание на ударение в слове «рефлЕксия»!
Вопрос 6. Возможно обучение ребенка на дому по желанию родителей?
Ответ: Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 7. Кем устанавливаются формы, содержание, периодичность аттестации обучающихся?
Ответ: Согласно Ст. 28. Закона «Об образовании в РФ» Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:
Осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Вопрос 8. Правомерно выставление отличной отметки по физической культуре ученику, получившему «Золотой знак» ГТО в текущем учебном году?
Ответ: Министерство образования и науки Российской Федерации, Письмом от 02.12.2015 г. N 08-1747 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура"):
«Таким образом, выполнение нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки Комплекса ГТО является качественным показателем решения поставленной перед обучающимся задачи в соответствии с ФГОС и может соответствовать оценке "отлично".
Вопрос 9. В какие учебные заведения можно поступить, чтобы получить профессию «спасатель»?
Ответ: с перечнем учебных заведений профессионального образования системы МЧС можно ознакомиться на официальном сайте МЧС РФ.
Вопрос 10. В какой образовательной организации можно получить дополнительное образование по оказанию первой помощи пострадавшему?
Ответ: Чтобы правильно выбрать организацию дополнительного профессионального образования нужно ознакомиться с требованиями работодателя к документу об образовании: программе, количеству часов. Педагогические работники могут пройти обучение по программе 8 часового семинара в ТОГИРРО. Учебный центр МЧС Тюменской области предлагает программы обучения широких категорий трудящихся и служащих.
Вопрос 11. Реализуя идеи ФГОС, в частности, уровневый подход к предоставлению планируемых результатов, каждый педагог должен чётко понимать особенности заданий базового и повышенного уровней. Каковы особенности заданий базового и повышенного уровня?
К особенностям заданий базового уровня относится следующее: составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится»; Воспроизведение, применение знания (правила, алгоритма и т.п.) в стандартной ситуации; способ выполнения задания очевиден для ученика.
Особенностями заданий повышенного уровня является: составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик получит возможность научиться»; применение знания в нестандартной ситуации; необходимо проявить несколько предметных результатов (из разных тем, разделов курса); работа в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных; наряду с предметным результатом обучения проверяет сформированность конкретного универсального учебного действия.
8.12.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 12. Что такое индивидуальный образовательный маршрут? Каков алгоритм построения индивидуального маршрута?
Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка.
Примерный алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута:
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика с целью выявления актуального уровня развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей обучающегося; дифференциация обучающихся;
2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
3. Отбор содержания образовательного маршрута.
4. Определение модели образовательного процесса
5. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
8. Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута - это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Вопрос 13. Что такое критериальное оценивание? Каковы варианты его использования?
Критериальное оценивание - это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся.
Варианты использования оценивания на уроках:
1) Индивидуальные листы самооценивания.
Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.
2) Листы взаимооценивания.
Ученик оценивает работу своего одноклассника.
3) Листы оценивания группы.
Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.
4) Создание экспертной-оценочной комиссии.
Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.
5) Назначение оценщика в каждой группе.
В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.
Вопрос 14. Уточните, будет ли меняться модель конкурса в номинации «Воспитатель года» в 2020 году?
В настоящее время в Департаменте государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения проходит общественно-профессиональное обсуждение модели Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года». В связи с тем, что областное положение о конкурсе опирается на модель Всероссийского конкурса, поэтому возможны изменения в структуре и видах конкурсных мероприятий.
12.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 15. В связи с общественным обсуждением новой модели конкурса «Воспитатель года» останется ли конкурсное испытание «Сочинение на заданную тему»?
В обсуждаемой новой модели конкурса «Воспитатель года России» конкурсное испытание «Сочинение на заданную тему» исключено.
Вопрос 16. В нашей дошкольной образовательной организации функционирует консультативный центр для поддержки родителей, имеющих детей раннего возраста. Где должны быть отражены результаты деятельности центра?
При открытии консультативного центра вносятся при необходимости изменения в уставы организаций и регистрация изменений в Инспекции Федеральной налоговой службы России.
На сайтах муниципальных образовательных организаций города, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создаются
специальные разделы, обеспечивающие возможность получения услуги в электронном
виде (информация о предоставлении помощи, формы заявления и другая необходимая
информация).
Целесообразно информирование о функционировании, режиме работы и способах получения помощи в консультативном Центре (службе) родителей (законных представителей) через средства массовой Информации.
14.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 17. Мой внук посещает дополнительные занятия по подготовке к школе, которые проводит учитель начальных классов. Учитель оперирует понятием «предпосылки учебной деятельности». Уточните смысл словосочетания.
Основанием преемственности дошкольного и начального образования, согласно статьи 64 Закона «Об образовании в РФ» и раздела 1.6. п.6 ФГОС дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности. К таким предпосылкам относятся: умение понять учебную задачу, самостоятельно ее решить, провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Такие умения не могут формироваться только в рамках одной образовательной области (например, математики), а проявляются в разных видах деятельности.
Вопрос 18. Здравствуйте. Я начинающий руководитель развивающего центра раннего развития. Кроме присмотра и ухода, согласно лицензии, наш центр оказывает образовательные услуги. Подскажите, необходима ли образовательная программа для реализации образовательных услуг; какую структуру она должна иметь?
Оксана, в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность. разрабатывается основная образовательная программа. Такая программа является нормативно-управленческим документом, который регламентирует жизнедеятельность образовательной организации.
По структуре образовательной программы: образовательная программы организации разрабатывается в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В разделе II ФГОС ДО представлены требования к структуре и её объему.
17.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.