Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования (4-17.12.19) - 18 вопросов

Вопрос 1. Почему сегодня, в условиях реализации ФГОС,  большое значение придается именно системно-деятельностному подходу?

Ответ: Согласно результатам исследований (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, и др.)  развитие личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. В педагогической литературе часто используются понятия «личность», «субъект», «индивид». Как они соотносятся? Или это синонимы?

Ответ: Понятия «личность», «субъект», «индивид» отражают сложность и многоплановость природы человека и связаны с вопросом  о соотношении биологического, социального и духовного в человеке.

Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, то используют понятие индивид - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств и понятие личность - социально-психологическая сущность человека.

Кроме того, человек является субъектом - носителем предметно-практической деятельности.

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Как правильно мотивировать детей?

Ответ: Существует много видов и, соответственно, приемов мотивации обучающихся. Общие рекомендации можно представить следующим образом:

- вместо оценки «Молодец» спрашивайте ребенка: «Ты удовлетворен результатом?»;

- проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и затруднений обучающихся;

- не спрашивайте школьника, если уверены, что он не ответит на вопрос;

- предложите обучающимся вести специальную тетрадь, где они записывали бы свои цели на неделю, год; способы достижения целей; оценивали бы результат;

- не используйте угрозы;

- развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, умении использовать индивидуальные эталоны сравнения (поощряйте школьников сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним, приписывать причины происходящего себе (и в случае успеха и в случае неудачи)).

- просите обучающегося описать, проговорить свое эмоциональное состояние в процессе работы на уроке;

- демонстрируйте разнообразие переживаемых вами эмоций на учебном занятии  (проговорить их вслух);    

- предоставьте возможность обучающемуся самому выбирать задания («место сомнений - место на оценку»).

 4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Раньше мы этап урока называли «повторение пройденного», а сейчас «актуализация субъектного опыта». Есть ли разница или это просто «современное веяние»?

Ответ: Как правило, на этапе повторения пройденного педагог предлагает обучающимся вопросы, требующие воспроизведения знаний (Что такое имя существительное? Как проверить безударный гласный в корне слова? И т.п.)

На этапе актуализации субъектного опыта обучающиеся анализируют учебный материал, сравнивают, обобщают то, что они уже знают. Этот этап необходим для того, чтобы обучающиеся сделали «переход от знания к незнанию» и сформулировали цель учебного занятия (сегодня мы узнаем то. чего не знаем).

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. Сейчас нас ориентируют на то, чтобы заключительный этап урока называть «рефлексией». Чем рефлексия отличается от традиционного подведения итога урока?

Ответ: Понятие «рефлексия» относится к категории «самосознания». Это своего рода, разговор с самим собой:

определение своих успехов (достижений) и затруднений, нахо­ждение причин, их вызвавших,  определение путей закрепления успеха или преодоления затруднений.

На этом этапе урока педагог предлагает детям оценить (речь идет о качественней оценке) свое состояние (внимание, работоспособность) в течение урока, оценить, как работала группа, оценить результаты учебной деятельности (Что узнал? Чему научился? Какие затруднения испытывал? Что необходимо делать, чтобы закрепить успех и исправить ошибки?)

Подобная работа требует ситуации доверия, психологического комфорта в коллективе.

Обратите внимание на ударение в слове «рефлЕксия»!

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Возможно обучение ребенка на дому по желанию родителей?

Ответ: Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 7. Кем устанавливаются формы, содержание, периодичность аттестации обучающихся?

Ответ: Согласно Ст. 28. Закона «Об образовании в РФ» Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

Осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 8. Правомерно выставление отличной отметки по физической культуре ученику, получившему «Золотой знак» ГТО в текущем учебном году?

Ответ: Министерство образования и науки Российской Федерации, Письмом от 02.12.2015 г. N 08-1747 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура"):

«Таким образом, выполнение нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки Комплекса ГТО является качественным показателем решения поставленной перед обучающимся задачи в соответствии с ФГОС и может соответствовать оценке "отлично".

8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 9. В какие учебные заведения можно поступить, чтобы получить профессию «спасатель»?

Ответ: с перечнем учебных заведений профессионального образования системы МЧС можно ознакомиться на официальном сайте МЧС РФ.

8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 10. В какой образовательной организации можно получить дополнительное образование по оказанию первой помощи пострадавшему?

Ответ: Чтобы правильно выбрать организацию дополнительного профессионального образования нужно ознакомиться с требованиями работодателя к документу об образовании: программе, количеству часов. Педагогические работники могут пройти обучение по программе 8 часового семинара в ТОГИРРО. Учебный центр МЧС Тюменской области предлагает программы обучения широких категорий трудящихся и служащих.

8.12.19 Наталья Александровна Симон, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 11.  Реализуя идеи ФГОС, в частности, уровневый подход к предоставлению планируемых результатов, каждый педагог должен чётко понимать особенности заданий базового и повышенного уровней. Каковы особенности заданий базового и повышенного уровня?

К особенностям заданий базового уровня относится следующее:  составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится»; Воспроизведение, применение знания (правила, алгоритма и т.п.) в стандартной ситуации; способ выполнения задания очевиден для ученика.

Особенностями заданий повышенного уровня является: составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик получит возможность научиться»; применение знания в нестандартной ситуации; необходимо проявить несколько предметных результатов (из разных тем, разделов курса); работа в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных; наряду с предметным результатом обучения проверяет сформированность конкретного универсального учебного действия.

8.12.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 12. Что такое индивидуальный образовательный маршрут? Каков алгоритм построения индивидуального маршрута?

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного и  психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка.

Примерный алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута:

1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика  с целью выявления актуального уровня развития ребенка,  выявление  индивидуальных особенностей обучающегося; дифференциация обучающихся;

2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение  срока действия маршрута.

3. Отбор содержания образовательного маршрута.

4. Определение модели образовательного процесса

5. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.

6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

8. Подведение итогов работы

Таким образом, технология  создания индивидуального образовательного маршрута - это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.

8.12.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 13. Что такое критериальное оценивание?   Каковы варианты  его использования?

Критериальное оценивание - это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся.

Варианты использования оценивания на уроках:

1) Индивидуальные листы самооценивания.

Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.

2) Листы взаимооценивания.

Ученик оценивает работу своего одноклассника.

3) Листы оценивания группы.

Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.

4) Создание экспертной-оценочной комиссии.

Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.

5) Назначение оценщика в каждой группе.

В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.

8.12.19 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 14. Уточните, будет ли меняться модель конкурса в номинации «Воспитатель года» в 2020 году?

В настоящее время в Департаменте государственной политики  в сфере общего образования Министерства просвещения проходит общественно-профессиональное обсуждение   модели Всероссийского  профессионального конкурса «Воспитатель года». В связи с тем, что областное положение о конкурсе опирается на модель Всероссийского конкурса, поэтому возможны изменения в структуре и видах конкурсных мероприятий.

12.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 15. В связи с общественным обсуждением новой модели конкурса «Воспитатель года» останется ли конкурсное испытание «Сочинение на заданную тему»?

В обсуждаемой новой модели конкурса «Воспитатель года России» конкурсное испытание «Сочинение на заданную тему» исключено.

12.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

           

Вопрос 16. В нашей дошкольной образовательной организации функционирует консультативный центр для поддержки родителей, имеющих детей раннего возраста.  Где должны быть отражены результаты деятельности центра?

При открытии консультативного центра вносятся при необходимости изменения в уставы организаций и регистрация изменений в Инспекции Федеральной налоговой службы России.

На сайтах муниципальных образовательных организаций города, реализующих

основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создаются

специальные разделы, обеспечивающие возможность получения услуги в электронном

виде (информация о предоставлении помощи, формы заявления и другая необходимая

информация).

Целесообразно информирование о функционировании, режиме работы и способах получения помощи в консультативном Центре (службе) родителей (законных представителей) через средства массовой Информации.

14.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 17. Мой внук посещает дополнительные занятия по подготовке к школе, которые проводит учитель начальных классов. Учитель оперирует понятием «предпосылки учебной деятельности». Уточните смысл словосочетания.

Основанием преемственности дошкольного и начального образования, согласно статьи 64 Закона «Об образовании в РФ» и раздела 1.6. п.6 ФГОС дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности. К таким предпосылкам относятся: умение понять учебную задачу, самостоятельно ее решить, провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Такие умения не могут формироваться только в рамках одной образовательной области (например, математики), а проявляются в разных видах деятельности.

14.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 18. Здравствуйте. Я начинающий руководитель развивающего центра раннего развития. Кроме присмотра и ухода, согласно лицензии, наш центр оказывает образовательные услуги. Подскажите, необходима ли образовательная программа для реализации образовательных услуг;  какую структуру она должна иметь?

Оксана, в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность. разрабатывается основная образовательная программа. Такая программа является нормативно-управленческим документом, который регламентирует жизнедеятельность образовательной организации.

По структуре образовательной программы: образовательная программы организации разрабатывается в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В разделе II ФГОС ДО  представлены требования к структуре и её объему.

17.12.19 Виктория ЮрьевнаБелькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

ТОГИРРО