Уважаемые пользователи сайта, мы продолжаем публиковать ответы на вопросы, связанные с организацией и методической поддержкой проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся основной школы.
Вопрос 1. Здравствуйте! Вопрос такой: все конкурсы школьных научно-исследовательских работ и проектов сопровождаются требованием новизны литературы, на которую мы опираемся. При этом обычно новой считается литература, опубликованная в последние 5 - 10 лет. А у нас с ученицей в списке труды 1970-х - 1980-х годов, причем эти труды нам на самом очень нужны и очень помогли. Неужели теперь нужно заменять эти действительно ценные для нас труды чем-то новым только для того, чтобы формально соответствовать требованиям новизны? Ни я, ни ученица этого не понимаем и с этим не согласны! И вообще - почему нельзя использовать «старую» литературу, если это проверенные временем классические авторитетные работы авторитетных ученых?
Ответ: Спасибо за вопрос! Спешим обрадовать Вас и Вашу ученицу: никакого запрета на обращение к классической авторитетной научной литературе в НИР и проектных работах школьников нет и не может быть. Напротив, знакомство с научной классикой - одно из базовых условий формирования научной эрудиции ученика, свидетельство его серьезной предметной подготовки. Поэтому ни один компетентный эксперт, оценивая исследовательскую или проектную работу школьника, не станет снижать баллы за обращение к фундаментальным научным трудам.
Однако практика показывает, что в школьных НИР и проектах наряду с действительно авторитетными, программными научными работами и классическими учебными пособиями для вузов в список литературы нередко попадают отдельные статьи (как правило, они находятся случайно, а не в результате планомерного научного поиска в библиотечных базах), содержание которых на самом деле устарело. Поэтому и требуется помимо классических трудов знакомиться и с новейшими исследованиями тоже - это позволяет избежать развития бесперспективных или уже развитых в науке идей. Список литературы, представленный в работе школьника, выглядит убедительно, если в нем указаны и классические (фундаментальные), и современные труды, напрямую связанные с темой исследования или проекта ученика.
11.09.2019 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Областного Центра по работе с одаренными детьми
Вопрос 2. Хотелось бы узнать, можно ли на «Шаг в будущее» (на любом этапе) подготовить не индивидуальное, а коллективное исследование? Спрашиваю потому, что имею команду из пяти учеников, работавших над общим проектом; каждый делал свою часть работы, вклад учеников в общее дело был равным.
Ответ: Поскольку награды, стимулы и преимущества, предусмотренные программой «Шаг в будущее» для победителей и призеров мероприятий форума (конференции, олимпиады, выставки), являются индивидуальными, то и работы, представленные на форум, также должны быть индивидуальными. Подробнее о форуме см. на официальном сайте программы «Шаг в будущее» на С. http://www.step-into-the-future.ru/node/236
Вопрос 3. Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь электронные библиотечные ресурсы, где можно познакомиться с новой научной литературой по теме исследования?
Ответ: Благодарим за вопрос! Наиболее полно новые исследования в разных областях науки представлены на порталах https://elibrary.ru/ , http://cyberleninka.ru/, http://rsl.ru/ (портал Российской государственной библиотеки, г. Москва), http://nlr.ru/ (портал Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург). Все указанные порталы удобны в использовании, позволяют вести продуктивный узкотематический поиск и создавать индивидуальные подборки научных материалов.
Кроме того, можно воспользоваться официальными сайтами научных журналов, реферируемых в ВАК (Высшей аттестационной комиссии). На сайте каждого реферируемого журнала хранятся материалы архивных выпусков, с которыми, как правило, можно ознакомиться в режиме свободного доступа. Список журналов постоянно обновляется на официальном сайте ВАК: http://ak.minobrnauki.gov.ru/.
Надеемся, что знакомство с этими электронными библиотечными ресурсами окажется полезным и интересным!
Вопрос 4. Здравствуйте! Поскольку сейчас очень остро стоит вопрос об участии учителей в научно-исследовательской деятельности, хотелось бы узнать, где можно получить информацию о том, какие доступные учителю научные и методические конференции и в каких форматах будут проходить в этом учебном году в Тюменской области и в России?
Ответ: Спасибо за Ваш интерес к научной и научно-методической деятельности! Информация о конференциях в разных областях науки традиционно размещается на сайтах и порталах авторитетных российских международных научных, научно-образовательных и научно-просветительских обществ и фондов, некоммерческих российских и зарубежных вузов (разделы «Конференции», «Наука» или «Научная жизнь»), авторитетных российских и международных творческих сообществ и фондов (например, Общества русской культуры и др.).
Кроме того, во всех отраслях науки есть специализированные порталы - как, например, портал www.gramota.ru, где публикуются сведения о конференциях в области филологии и культурологии.
Постоянно обновляется информация о конференциях во всех отраслях на следующих порталах:
https://konferencii.ru/year/2019,
https://www.science-community.org/ru/conferences/Russian-Federation,
http://www.kon-ferenc.ru/konf2019.html,
https://xn--e1aajagscdbhlf4c6a.xn--p1ai/konferentsii-2019/,
https://vk.com/vse_konferencii,
https://www.msu.ru/science/allevents.html,
http://sociosphera.com/conference/2019/
и некоторых других.
При выборе конференции обращайте внимание на её статус (региональная, всероссийская, всероссийская с международным участием, международная), формат проведения (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная), возможность публикации материалов, регистрацию материалов в базе РИНЦ и других базах научного цитирования, сроки проведения, дедлайн (последний день подачи заявок и материалов), требования к оформлению материалов.
Удачи Вам в научно-исследовательской и научно-методической деятельности!
Вопрос 5. Несколько раз подавали с ученицей работы на «Шаг в будущее» (муниципалитет и регион) и пока ни разу не прошли в очный этап. Очень бы хотелось понять, чего именно нам не хватает в работе. Из рецензий, которые пишут эксперты, выяснить это без специальной подготовки довольно трудно. Понимаю, что мне не хватает каких-то важных знаний. В связи с этим вопрос: планируется ли в этом году проведение семинаров или курсов, посвященных повышению научных компетенций учителей?
Ответ: Спасибо за вопрос! В ноябре 2019 года планируются семинары на тему «Развитие предметной и междисциплинарной научной компетентности педагогов, руководящих НИР и проектной деятельностью обучающихся; теоретические основы научного кураторства» и «Формы и направления коллективной проектной деятельности школьников». О конкретных датах проведения и месте сообщим дополнительно в информационных письмах. План на второе полугодие текущего учебного года пока в разработке.
Будем ждать Вас на наших семинарах!
Уважаемые коллеги! В связи с большим количеством вопросов, посвященных организации работы с одаренными и мотивированными к обучению школьниками в текущем учебном году, публикуем ответы отдельным блоком.
Вопрос 6. Какие региональные и всероссийские мероприятия для школ, связанные с проектной деятельностью учеников, запланированы на этот учебный год? И какие формы участия в них предусмотрены?
Ответ: Спасибо за вопрос! Полную информацию обо всех статусных мероприятиях на федеральном уровне можно найти на официальном сайте Министерства просвещения РФ; информация о региональных мероприятиях регулярно обновляется на официальном сайте ТОГИРРО на главной странице.
25.09.2019 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Областного Центра по работе с одаренными детьми
Вопрос 7. Хотим выбрать с ученицей такую тему проекта: «Тюменский край в истории Российской империи». Насколько, по вашему мнению, эта тема может быть «проходной»?
Ответ: Мы бы рекомендовали сузить тему, так как в такой формулировке она соответствует тематике фундаментальных комплексных исследовательских работ (коллективных монографий, например) или тематике энциклопедий. Для школьного проекта эта тема избыточно масштабна, поскольку она связана с огромной областью исследования. Выберите в пределах этой области какой-либо конкретный частный аспект, в который Вам с ученицей хотелось бы углубиться. Определите, с каких точек зрения вам хотелось бы осмыслить роль Тюменского края в истории России имперского периода: экономической, хозяйственно-производственной, культурно-бытовой, культурно-просветительской, культурно-религиозной, социально-политической, военно-политической, научно-исследовательской и пр. Так, например, если вы выберите социально-политический аспект, то тематика вашего проекта может быть связанной с вкладом нашего региона в развитие здравоохранения, образования, других социальных служб всего государства (выберите что-нибудь одно). Если выберите культурно-просветительский аспект, то с ним могут быть связаны проекты, изучающие историю меценатства, развития театров, развития культурно-просветительских СМИ, художественной литературы, отдельных видов искусства, наличие культурно-просветительских предметов и курсов в учебных заведениях различного уровня в регионе (выберите что-нибудь одно). По этой же модели можно выявить потенциальные темы и направления проектов и в других указанных выше аспектах. Если тема будет конкретной, а содержание работы на эту тему детальным и качественным, то это повысит шансы вашего проекта стать «проходным».
Удачи Вам и вашей ученице!
Вопрос 8. Слышала, что в НИР нельзя указывать методы «теоретический» и «практический». А почему - ведь они такие и есть?
Ответ: Добрый день! Дело в том, что ни в одной научной отрасли нет методов под названием «теоретический» и «практический» - но в каждой области есть огромное количество (несколько десятков) теоретических и аналитических методов. Эти методы могут быть общенаучными, применимыми в разных отраслях, как, например, описательный, статистический или количественный, а могу быть отраслевыми, применяемыми только в математике или только в биологии - и т.п. В любом научном исследовании применяются какие-то КОНКРЕТНЫЕ методы, предназначенные для решения КОНКРЕТНЫХ исследовательских задач. Именно эти конкретные методы и необходимо указать, чтобы адресату было ясно, каким научным инструментарием и почему Вы пользуетесь.
Вопрос 9. Добрый день! Вопрос по следам прошедшего Всероссийского конкурса сочинений. Сочинения в каких жанрах более востребованы и обычно получают более высокие баллы на всех этапах конкурса?
Ответ: Никаких жанровых приоритетов нет: при оценивании конкурсных сочинений экспертами среди различных критериев есть только критерий СООТВЕТСТВИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ ЗАЯВЛЕННОМУ ЖАНРУ. Баллы за жанр снижаются лишь в том случае, если конкурсант указал в заявке один жанр, а фактически текст соответствует другому. В разные годы и на разных этапах конкурса призерами становились авторы сочинений в разных жанрах: эссе, очерк, дневник, сказка и пр.
Вопрос 10. Хочу принять участие в какой-нибудь конференции по работе с одаренными детьми. Что нужно для этого сделать? Объясните, если можно, пошагово.
Ответ: Ранее мы уже указывали порталы, на которых информация о конференциях регулярно обновляется:
Самый простой путь - на любом из этих порталов в строке «ПОИСК» задать поиск по ключевым словам, напр.: «работа с одаренными детьми». Такой же способ можно использовать для поиска в поисковой строке любого интернет-браузера - только добавить слово «конференции». Поскольку работа с одаренными детьми - это отрасль общей и развивающей педагогики, то целесообразно задать в поисковой строке запрос «общая педагогика» или «развивающая педагогика», добавив слово «конференции» в любой части запроса. Кроме того, в каждой предметной области в рамках конференций с широкой тематикой бывают секции, посвященные работе с математически-, технически-, гуманитарно-одаренными обучающимися. Поэтому имеет смысл изучать содержание всех информационных писем о конференциях в вашей предметной области.
9.10.2019 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Областного Центра по работе с одаренными детьми
Уважаемые коллеги! В связи с планируемым возобновлением проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик» и началом сбора заявок публикуем ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности «сетевых» предметных площадок в рамках проекта.
Вопрос 11. Учитываются ли в личном рейтинге педагога, работающего в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик», достижения ребенка, не участвующего в проекте? Занимаюсь по проекту со старшими классами, а моя ученица, занявшая призовое место в престижном конкурсе, обучается в 6 классе.
Ответ: Такие достижения обучающихся учитываются в таблице №4: «Личный рейтинг...», но не учитываются в таблицах 1, 2 и 3, где отражаются только достижения школьников - участников проекта.
21.10.2019 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Областного Центра по работе с одаренными детьми
Вопрос 12. Считается ли публикацией размещение личных методических материалов на сайте школы, на персональном сайте или на порталах http://infourok.ru , http://multiurok.ru и пр.?
Ответ: В прикладном методическом смысле - да: ВЫ делитесь своими материалами публично. В научно-методическом смысле - нет, поскольку это размещение НЕРЕЦЕНЗИРУЕМОГО, НИКЕМ НЕ ПРОВЕРЯЕМОГО контента на НЕНАУЧНЫХ сайтах и порталах. Для научной и научно-методической отчетности в рамках проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик» требуются научные и научно-методические публикации в источниках, проходящих рецензирование: научных и научно-методических журналах, сборниках докладов конференций, сборниках конкурсных методических работ и пр.
Вопрос 13. Какие существуют правила подачи материалов для публикации в научно-методических журналах и сборниках?
Ответ: В каждом журнале и в каждом сборнике свои требования и свои правила подачи материала. Эти требования представлены на официальных сайтах в разделе «Авторам» или «Для авторов». Об условиях подачи материала в сборник научных и научно-методических трудов можно узнать из информационного письма, сообщающего о комплектации сборника. Часто эта информация сообщается уже в письме о конференции.
Вопрос 14. Какие квалификационные требования предъявляются к участникам проекта «Сетевой учитель - сетевой ученик»? Есть ли какие-то требования к минимальной категории, званиям, наградам, победам в конкурсах?
Ответ: Добрый день! Никаких требований, ограничивающих возможность учителя участвовать в проекте, нет. Стать «сетевым» педагогом может учитель с любым опытом, с любыми достижениями и с любой категорией, если он готов работать. Достижения, которые учитываются при приеме в проект, касаются КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ работы учителя за последний год, главное из которых - наличие участников, победителей и призеров конкурсов и олимпиад не ниже муниципального уровня.
Вопрос 15. Каков регламент работы в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик»? Есть ли какое-то особое расписание, которому все должны следовать?
Ответ: Подробно о регламенте работы в проекте мы рассказываем ежегодно на установочных семинарах и вебинарах. Основные позиции регламента - участив работе семинаров и вебинаров «сетевых» лабораторий (по графику лабораторий; информационные письма рассылаются заблаговременно на личные адреса педагогов и адрес образовательного учреждения), ежеквартальное участие «сетевых» учеников предметной площадки в конкурсных мероприятиях выше школьного уровня, своевременное предоставление отчетной документации (по графику лабораторий, информационные письма рассылаются заблаговременно), проведение учебных занятий (стационарных по мету проживания обучающихся, выездных проектных сессий, учебно-тренировочных сборов) по индивидуальному плану-графику. При составлении графика исходим из того, что на одну группу обучающихся на стационарные занятия мы планируем от 2 до 4 учебных часов в неделю (лучше по субботам). Выездные проектные сессии и учебно-тренировочные сборы являются периодическими формами работы и жестко не регламентируются.
Вопрос 16. Почему на региональном форуме «Шаг в будущее» в этом году работы на близкие темы были представлены в совершенно разных секциях? Например, работы по географическим называниям (топонимам) рассматривались и в секции по географии, и в секции по языкознанию и как жюри разных секций подходило к оцениванию таких работ?
Ответ: Близость темы еще не означает близости содержания работ и их отнесенности к одной и той же предметной области. Так, темы могут иметь близкие формулировки, но при этом будут рассматриваться в разных аспектах, в них могут быть поставлены разные задачи в рамках разных дисциплин - и решаться эти задачи будут разными методами. Так, работа по топонимике, представленная в секции «Языкознание», была посвящена лингвистическим аспектам происхождения географических названий (тематическим группам названий, принципам называния и семантизации объекта, наличию лингвистического субстрата и пр.), а работа, представленная в секции «География», рассматривала проблемы закрепления топонимов в практике обозначения географических объектов. При этом в первом случае использовались лингвистические методы и приемы исследования, а во втором - географические.
Вопрос 17. На региональном «Шаге в будущее» было много замечаний к гипотезе исследования. Не могли бы вы привести примеры корректных и некорректных формулировок гипотезы, чтобы знать, на что ориентироваться?
Ответ: Для начала нужно вообще установить, что такое гипотеза исследования и зачем она представляется в работе.
1) Гипотеза всегда связана с той научной проблемой, которую Вы собираетесь решить. Поэтому несостоятельны формулировки гипотезы, в которых не отражена никакая научная проблема.
Например, часто в школьных работах встречаются подобные дефектные формулировки гипотезы: «Мы предполагаем, что если тщательно изучить язык произведения, то можно лучше понять картину мира писателя». Эта формулировка не отражает никакой научной проблемы, требующей решения: представленное в формулировке самоочевидно, в решении и доказательствах не нуждается. Это всё равно что сказать: «Мы предполагаем, что у треугольника три угла».
2) Грамотно сформулированная гипотеза всегда предвосхищает выводы, которые мы делаем в ходе исследования. Она отражает то, что предполагаем, ожидаем найти, установить, применяя исследовательские методы и приемы.
Так, если мы изучаем влияние современной образовательной политики на формирование грамотности школьников, то и выводы, и гипотеза будут связаны с ответом на вопрос, влияет или нет образовательная политика на грамотность школьников, если влияет, то в какой мере и каким способом, как устанавливается факт этого влияния - напр.: «Предполагаем, что такие особенности современной образовательной политики, как Х, ХХ, ХХХ, оказывают существенное влияние на формирование грамотности школьников за счет... У, УУ, УУУ».
3) Гипотеза - это ряд взаимосвязанных предположений, и эти предположения всегда имеют под собой объективную научную основу и не могут быть связаны с персональной эмоциональной оценкой.
Так, несостоятельны формулировки гипотезы в стиле: «Мы предполагаем, что Отто фон Бисмарк - ярчайший представитель своей эпохи».
29.10.2019 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты Областного Центра по работе с одаренными детьми
Вопрос 18. Почему на «Шаг в будущее» не принимают реферативные работы? - это же детский конкурс. Как дети могут сами писать и вообще придумывать научную теорию? Понятно, что это может быть только реферат!
Ответ: Запрет на реферативность связан не с теоретической, а с аналитической частью работы. Теоретическая часть, безусловно, всегда содержит реферативный компонент: она объясняет теоретические основы исследования, демонстрирует научную эрудицию автора (начитанность, владение терминологией, понимание места решаемой научной проблемы в кругу других, смежных проблем). Однако это должен быть именно реферат, а не конспект, как очень часто бывает в школьных работах. Существенное отличие реферата от конспекта в том, что реферат, во-первых, отражает только те теоретические положения, которые будут востребованы в аналитической части работы, во-вторых, содержит собственные теоретические заключения ученика, сделанные на основе прочитанного. Конечно, школьник еще не настолько эрудирован, чтобы создать самостоятельную научную теорию. Однако он вполне в состоянии осмыслить и резюмировать прочитанное, выбрать, какая из нескольких различных точек зрения, гипотез, классификаций ему представляется наиболее оправданной и почему. Поэтому эксперты, делая замечание относительно реферативности теоретической части, как правило, имеют в виду ее конспективность, отсутствие собственной научной позиции.
Что касается аналитической части, то здесь никакая реферативность в принципе недопустима - как в любой исследовательской работе. Аналитическая часть создается на самостоятельно собранном материале; при этом решаются самостоятельно поставленные исследовательские задачи, для чего используется самостоятельно избранный и обоснованный комплекс исследовательских методов и приемов; делаются самостоятельные наблюдения и выводы. Многолетний опыт экспертизы школьных научно-исследовательских работ показывает, что задачи подобного рода подготовленным обучающимся вполне по силам. Любые неудачи в этой области связаны, как правило, с недостаточной теоретической и аналитической подготовкой руководителя НИР, не замечающего ошибок ученика и не настаивающего на их исправлении.
Вопрос 19. Почему жюри «Шага в будущее» так против применения в НИР школьников метода эксперимента? Существует ведь экспериментальная наука!
Ответ: Жюри «Шага в будущее» выступает против применения экспериментальных методов не в принципе, а только в тех случаях, когда оно безосновательно - например, если эксперимент 1) не может показать ничего такого, что бы не могло показать наблюдение или сравнение, 2) не может быть корректно подготовлен и проведен на школьной материально-технической и информационной базе. В гуманитарных отраслях в школьных работах за экспериментальный метод часто принимают (и выдают) другие методы - опроса и анкетирования (их, кстати, тоже нужно применять оправданно; например, опрос школьников относительно того, используют или не используют они фразеологизмы в своей речи, научно не показателен, так как школьники могут и не замечать своего обращения к таким единицам). Разница в том, что эксперимент нуждается в особых специально созданных условиях, в наличии экспериментального и контрольного объектов.
На самом деле в школьных НИР постановка и проведение эксперимента требуют высокой компетенции научного руководителя именно в этой области.
Вопрос 20. Коллега получила заключение (в рецензии) о том, что ее ученик в НИР ссылается на ненаучные источники. Как это следует понимать? Что такое «научные» и «ненаучные» источники? Разве наука изучает не все явления и факты жизни?
Ответ: Конечно, наука изучает все явления и факты жизни, которые только могут быть изучены научными методами. Под научными и ненаучными источниками в данном случае понимаются источники мнения / гипотезы / тезиса / версии, на которые опирается автор НИР, формулируя собственное мнение / гипотезу и т.д. Научными источниками при этом являются объективные научные труды: статьи, монографии, очерки, научно-учебные пособие и пр., созданные учеными и основывающиеся на научной методологии. Ненаучные источники - это источники, отражающие чье-либо субъективное, не подтвержденное научными исследованиями мнение: публицистические (тексты СМИ, публичные речи, проповеди и пр.), художественные, разговорные. Писатель, политик, журналист или священнослужитель, на мнение которых ссылается школьник, могут быть широко образованными и умными людьми, однако они всё равно представляют СВОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, которому пришли на основе умозаключений и жизненного опыта. Ученый же представляет ОБЪЕКТИВНОЕ научное мнение, основанное на применении научных методов познания. Так что если Вам и Вашему ученику показалась близка чья-то субъективная точка зрения, проверьте, подтверждается ли она учеными, потому что это может существенно повлиять на выводы, которые Вы будете отстаивать. Так, например, в СМИ и общественном сознании закрепилось мнение о том, что заимствования разрушают систему русского языка, тогда как объективные научные исследования показывают обратное.