Вопрос 1. В чем состоит специфика Федеральной образовательной программы дошкольного образования?
Ответ: Федеральная образовательная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа:
Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО. Определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям ФГОС ДО.
Является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее.
Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема программы и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
17.02.2023 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Для каких организаций Федеральная образовательная программа является обязательной?
Ответ: Федеральная образовательная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.
Вопрос 3. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная образовательная программа?
Ответ: Федеральная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования.
20.02.2023 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 4. Для чего нужна Федеральная образовательная программа?
Ответ: Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ.
09.03.2023. Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 5. Какая учебно-методическая документация входит в Федеральную образовательную программу?
Ответ: Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты. К иным компонентам Федеральной программы отнесены:
1. Планируемые результаты реализации Программы.
2. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
3. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям.
4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
6. Способы и направления поддержки детской инициативы.
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
8. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
9. Психолого-педагогические условия реализации Программы.
10. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
11. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 12. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы.
12. Кадровые условия реализации Программы.
ФГОС ДО, определяя требования к структуре Программы, условиям и результатам ее освоения, не содержит требований к такой учебно-методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы. Освоение Программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (часть 2 статьи 64; часть 1 статьи 58 Закона об образовании). Соответственно, Федеральная программа, разработанная на основе ФГОС ДО, не содержит перечисленной документации, оценочных материалов.
09.03.2023 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 6. Возможна ли реализация Федеральной образовательной программы на родном языке обучающихся?
Ответ: В соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 № 874), Федеральная программа разработана на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании. В соответствии с разработанной и утвержденной в ДОО Программой, реализация Программы возможна на родном языке.