Вопрос 1. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования в перечне планируемых результатов отсутствует «читающий ребенок», а в задачах по развитию речи в возрастной группе от 6 до 7 лет значится «читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов». Как одно соотносится с другим?
Ответ: Действительно, одной из задач по подготовке детей к обучению грамоте выступает «читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов» (п. 20.7.1), а в перечне планируемых результатов на этапе завершения освоения Федеральной программы (п.15.4) ничего об этом не сказано.
Понимать это следует таким образом: задача обучения детей чтению в подготовительной группе стоит перед педагогами, в содержании деятельности по подготовке детей к обучению грамоте сказано: «...знать названия букв, читать слоги», следовательно, педагоги это делают, но требовать от всех детей сформированности умения читать не следует. В данном случае, процесс (обучение чтению) важнее результата (сформированного умения читать).
15.04.2023 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. В нашем детском саду администрация не разрешает педагогам (воспитателям) предлагать «читающим» детям что-либо прочитать. Правомерно ли это?
Ответ: В Федеральной образовательной программе дошкольного образования одной из задач по подготовке детей к обучению грамоте в возрастной группе от 6 до 7 лет выступает «читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов» (п. 20.7.1).
Следовательно, в подготовительной группе педагог проводит целенаправленную работу по решению обозначенной задачи.
18.04.2023 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры ДИНОО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 3. В старшей и подготовительной группах ДОО педагог обучает детей делению слов на слоги. Возможны варианты деления слов на слоги или стоит придерживаться «строгих» правил слогоделения?
Ответ на этот вопрос нам дает Соловейчик М.С.: «По свидетельству лингвистов (М. В. Панов, Л. Л. Касаткин и др.), вопрос о слогоделении на месте стечения согласных и сегодня не имеет единого решения. Руководствуясь методическими соображениями, мы принимаем позицию учёных (Л. В. Бондарко, Г. М. Богомазов и др.), которые считают, что типичными для русского языка являются открытые слоги, т. е. оканчивающиеся на гласные. Исключение составляют случаи, когда в стечении согласных первым идёт особо звучный сонорный [й'], - этот звук, по общему заключению, всегда закрывает слог: строй-ка, зай-ка, най-ду...
Относительно границы слога, в котором первый среди нескольких согласных другой сонорный, не [й'], мнения учёных расходятся. Учитывая это, считаем одинаково допустимым разное слогоделение: па-рта и пар-та, бе-лка и бел-ка, Ма-львина и Маль-вина, Ка-рло и Кар-ло. Таким образом, подчёркиваем, в некоторых случаях деление на слоги может быть вариативным».
Источник: Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. - 480 с.
В качестве рекомендации можем предложить использовать в ДОО в качестве словесного материала для слогоделения слова, состоящие из открытых слогов: МА-МА, МА-ШИ-НА, ТРА-ВА.