Вопрос 1. Какие формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с ФОП ДО могут способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи?
Ответ: Одной их эффективных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников может быть киноклуб как форма развития ответственного и осознанного родительства, благополучия семьи.
Формат киноклуба позволяет воспитателю быть модератором - организатором, который готовит для просмотра актуальный фильм/мультфильм и организует последующее его обсуждение. Это вызывает активность всех участников встречи, возможность высказать собственное мнение, взглянуть на ситуацию со стороны, и определиться самостоятельно с собственной родительской позицией.
Другой формой развития ответственного родительства может быть «Литературная гостиная», когда участники знакомятся с художественным произведением и вместе обсуждают, делятся впечатлениями.
03.06.2023 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры ДИНОО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Какие формы информирования родителей наиболее эффективны в группах раннего возраста?
Ответ: Благополучие, жизнь и здоровье ребенка раннего возраста полностью зависит от родителей, а в периоды его пребывания в детском саду - от воспитателей. Большинство конфликтов между семьей и воспитателями происходит именно от того, что отношение к ребенку или условия пребывания в детском саду не соответствуют ожиданиям родителей. Поэтому столь важно их постоянное взаимодействие с педагогами, информирование родителей об образовательных ресурсах детского сада, условиях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
В сложившейся практике информирование родителей осуществляется различными способами: при непосредственном общении - в беседах с каждым родителем и на общих родительских собраниях; опосредованно - с использованием сайта и родительских форумов, информационных стендов, буклетов, памяток, листовок, чек-листов.
Эффективность партнерского взаимодействия педагога с родителями зависит от постоянного ознакомления родителей с результатами реализации образовательных запросов. Большое значение для решения этой задачи имеют, например, высылаемые воспитателем ежедневные (или еженедельные) отчеты о том, как ребенок провел день (рабочую неделю) в группе.
Такая информация очень востребована родителями, но требует больших затрат времени педагога. На помощь может прийти карта наблюдений, структура которой включает основные направления для внесения ситуативных или обобщающих наблюдений за поведением и развитием ребенка в течение дня, описание отдельных эпизодов деятельности воспитанника в группе. Анализ таких наблюдений позволяет не только информировать о положительных поведенческих навыках ребенка, но также своевременно выявлять направления воспитательной работы, требующие дополнительного внимания.
Вопрос 3. Что такое целевая группа обучающихся и какие виды целевых групп могут быть в ДОО?
Ответ: Целевая группа обучающихся - это группа, объединённых общими признаками. В соответствии с ФОП ДО (п. 27.8) в образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2) обучающиеся с ООП:
с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО;
обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
одаренные обучающиеся;
3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.
Вопрос 4. В нашем детском саду функционирует 1 группа компенсирующего вида (дети с ТНР). С учетом современных требований как должна реализовываться ФОП дошкольного образования?
Ответ: В группах компенсирующего вида должна реализоваться не ФОП дошкольного образования, а разработанная в Вашей ДОО АОП дошкольного образования по выделенной нозологии в соответствии с утвержденной ФАОП ДО.
14.06.2023 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования
Вопрос 5. В нашем саду нет на данный момент не все целевые группы представлены. Есть ли необходимость в разделе коррекционно-развивающей работы нашей ОП ДО описывать условия для всех целевых групп?
Ответ: КРР действительно лучше писать все группы в соответствии с ФОП ДО. В связи с непредсказуемостью ситуации: Вы же не знаете, кто к Вам в сад придет завтра.
Вопрос 6. Если в нашей ДОО нет групп младенческого возраста, нужно ли описывать условия для этой категории?
Ответ: Ситуация с условиями для разных возрастных групп более предсказуема: если нет условий для младенцев, то они и не придут внезапно. Программа пишется на те категории, которые посещают сад.
Вопрос 7. Как правильно называть разработанный программный документ в дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО? ООП или ОП ДО?
Ответ: Согласно п. 4 ФОП ДО «ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования». Следовательно, педагогический коллектив ДОО разрабатывает ОП ДО.
14.06.2023 Белькович В.Ю., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.
Вопрос 8. В связи с переходом на ФОП ДО может ли педагог использовать методическую литературу по своему усмотрению или это определяет организация, в которой работает воспитатель?
Ответ: Согласно ФОП ДО (п. 24.3) формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.