Вопрос 1. Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, основные темы и направления для обсуждения на круглом столе «Организация работы с высокомотивированными и одаренными детьми в условиях реализации ФГОС». Практических наработок у нас в школе уже хватает, хотелось бы подвести некоторые итоги, обсудить перспективы...
Ответ: Добрый день, уважаемый коллега!
Для решения поставленной перед Вами задачи, Вы можете выбрать несколько интересующих Вас направлений из следующего комплекса:
12.03.2020 Яна Васильевна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Помогите определиться с темой для самообразования и педагогического проектирования на его основе.
Ответ: Уважаемый коллега! На данный период времени для учителей математики появилось достаточно много новых направлений и тем самообразования, а также остаются и насущные, всегда востребованные. Можете выбрать из предложенных или на их основе сформулировать свою.
Основные направления деятельности учителя математики с учетом требований ФГОС:
Вопрос 3. У нас в школе много говорится о системе выявления одаренных детей и принципах работы с ними. Но до сих пор мне не понятно, по каким конкретно признакам можно выявлять таких детей. Подскажите, пожалуйста, на что обращать внимание в процессе педагогического наблюдения...
Ответ: Добрый день, уважаемый коллега! Очень интересный и важный вопрос!
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
2. Особый тип организации знаний одаренного ребенка:
Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
3. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
4. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
5. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
6. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам.
Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Данные материалы подготовлены на основе статьи «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка» Кадиевой Ф. У., 2012 г.
15.03.2020 Яна Васильевна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.