Вопрос 1. Очень часто слышу фразу «тексты новой природы», поясните, о чем речь?
Ответ: Текстом новой природы мы будем называть «... мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы» (профессор, доктор педагогических наук Елена Казакова)
К таким новым формам относят: гипертекст, нелинейные текстовые структуры, мультимедиатекст, инфорграфика, карты памяти, ментальные карты, различные версии дополненной реальности. Например, инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний с целью которого является быстро и чётко преподнести сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.
07.02.2020 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Расскажите об активных методах обучения.
Ответ: Активные методы обучения (АМО) - это система методов, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся, при освоении учебного материала. Для каждого этапа урока можно использовать методы, которые наиболее подходят конкретной решаемой задаче. Например, в начале урока (активизация, мотивация) можно использовать метод «Подари подарок другу», для закрепления изученного материала можно применить метод «Парный выход», а в конце урока (рефлексия) - метод «Ромашка» и «Солнышко». А методы «Итоговый круг» и «Мудрый совет» помогут выявить учащихся, не усвоивших тему урока и помочь им.
Вопрос 3. В каких международных исследованиях принимают участие четвероклассники?
Ответ: Учащиеся 4 классов принимают участие в следующих международных исследованиях качества образования: PIRLS и TIMSS. Целью исследования TIMSS является сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования, а также выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся. Исследование проводится один раз в четыре года. В 2019году проводится седьмой цикл исследования; предыдущие циклы проходили в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах. В исследовании TIMSS2019 года участвуют более 60 стран мира.
PIRLS проходит циклично - раз в пять лет. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран. Что оценивает. В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. После чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
Вопрос 4. Поясните, пожалуйста, особенности технологии ТРИЗ, в чём её отличие от общепринятых традиционных методов обучения?
Ответ: Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики - всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. По мнению автора, «каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта» Г.С. Альтшешуллер
Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения.
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания - стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности с опорой на предложенные авторами методы (мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ и др.)
10.02.2020 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 5. Будет ли в 2020 году проходить областная олимпиада учащихся 4-х классов? Каковы рекомендации по составлению олимпиадных заданий для муниципального тура?
Ответ: Да, областная олимпиада учащихся 4-х классов в 2020 году будет проводиться. Олимпиадные задания должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Задания должны быть различной сложности для того чтобы с одной стороны предоставить большинству участников возможность выполнить наиболее простые из них, с другой стороны достичь одной из основных целей олимпиады - определения наиболее способных участников.
2. Тематика заданий должна быть разнообразной, по возможности охватывающей все разделы школьной программы. С этой целью целесообразно составлять задания на основе различных источников. Необходимо предлагать учащимся занимательные, логические, нестандартные задачи, в процессе работы над которыми формируется способность применения таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, включать альтернативные задачи (с множеством вариантов ответов).
3. Задания должны носить творческий характер и проверять не столько уровень усвоения участником олимпиады предметных знаний, сколько его способность применять знания в нестандартных ситуациях, умение находить различные способы решения практических, учебных, жизненных задач.
4. В ходе подготовки обучающихся к олимпиаде использовать эвристические процессуальные задачи, призванные вовлекать детей в творческую, поисковую или частично - поисковую деятельность, содействовать развитию интеллектуальных умений. Способы решения таких задач различны, это и составление таблиц, (задачи на переливание); использование рисунка и рассуждения по рисунку; оформление схем или блок- схем (задача про козу, волка и капусту). Предлагать задания, в которых при нахождении ответа на поставленный вопрос, учащиеся могут использовать разные символы, образы, а ответы получать в результате рассуждений.
17.02.2020 Елена Анатольевна Менчинская, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 6. Уже не первый год в начальной школе проводятся всероссийские проверочные работы? Как этот вид работ позволяют повысить качество образования?
Ответ: Да, действительно, в 2020 году всероссийские проверочные работы будут проводиться уже в пятый раз. Результаты выполнения ВПР младшими школьниками акцентируют внимание учителей начальных классов на системных недостатках и образовательных недочётах младших школьников. Интерпретация результатов ВПР позволяет оценить сложившиеся тенденции, формирует новые профессиональные вызовы, преодоление которых является важнейшим условием поступательного развития системы начального общего образования в перспективе.
Анализ полученных результатов позволяет указать на ряд причин, препятствующих успешному выполнению выпускниками начальной школы заданий ВПР:
В частности, результаты выполнения заданий ВПР по окружающему миру в Тюменской области свидетельствуют о необходимости совершенствования работы педагогов по освоению школьниками:
- начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
- доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
- умения работать с географической картой и планом и др);
- недостаточно сформированное логическое и алгоритмическое мышление, позволяющее обучающимся осуществлять анализ, синтез, сравнение, классифицировать по родовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, формулировать прогнозы и выводы;
- отсутствие уверенных навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Дефицит умения излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценивать события, выбирать адекватные языковые средства и осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, самостоятельно составлять тексты в устной и письменной формах.
Вопрос 7. Продукт и результат учебной деятельности. В чем разница?
Ответ: Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с., с.90
26.02.2020 Надежда Леонидовна Гололобова, доцент дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 8. Как правильно формулировать цели и задачи учебного занятия?
Ответ: Цель - «вершина горы», образ желаемого результата. Задачи - «шаги на пути к вершине». Задачи отвечают на вопрос: что надо делать, чтобы достичь цели.
Как правило, при формулировке цели мы используем следующие выражения: «формирование представлений о ...», «создание условий для...) и др., при формулировке задач - «организация наблюдения за...», «организация игровой деятельности детей, направленной на....», «формирование умения...», «обеспечение совместной деятельности детей по ...» и др.
Вопрос 9. Нужно ли проводить самоанализ урока и как правильно это делать?
Ответ: Педагогическая традиция ориентирует педагога на проведение самоанализа учебного занятия. Самоанализ - один из показателей профессиональной компетентности педагога. Существуют разные варианты самоанализа учебного занятия. Для ознакомления можем посоветовать следующий источник:
Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
Вопрос 10. Уточните про особенности программного обеспечения в инклюзивной группе и группе компенсирующего вида: какая программа должна разрабатываться?
Ответ: Инклюзивная группа - это группа комбинированной направленности. Если в такой группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то группа работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (адаптация под его особенность, т.е. Индивидуальный образовательный маршрут/ программа).
Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей реализуется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа (из навигатора ПАООП ДО).
20.03.2020 Виктория Юрьевна Белькович, доцент дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 11. В детском саду воспитатели заставляют родителей и детей посещать дополнительные кружки. В какой мере такое «навязывание» и договор с родителями оправдано?
Ответ: Дополнительные услуги, оказываемые дошкольной образовательной организацией, отражают требования ФГОС дошкольного образования в части формирования вариативной составляющей образовательной программы, образуя единое развивающееся и социально востребованное образовательное пространство. В данном контексте дополнительное образование направлено на создание особых условий развития ребенка посредством внедрения новых (гибких) вариативных форм дошкольного образования, направленных на повышение качества образовательной деятельности и удовлетворения социального запроса общества и семьи.
Особенностью дополнительного образования является способ взаимодействия ребенка и педагога, основанный не на оценке результатов, а на возможности обеспечить ребенку успешную индивидуальную траекторию развития, приобретая новый опыт.
Дополнительные образовательные услуги и дополнительные образовательные программы реализуются на договорной основе между дошкольной организацией и родителями и осуществляются по ИХ ЖЕЛАНИЮ.
В детском саду воспитатели активно реализуют программу по развитию финансовой грамотности. Волнуюсь, не является ли это дублированием школьной программы? Зачем такая программа дошкольнику?
Антонина Николаевна, ваши волнения напрасны. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, формирование первичных представлений об экономических категориях (труд, товар, цена, деньги), интеллектуальных (решить проблемную ситуацию, задавать вопросы, спланировать собственное интересное дело) и нравственных качествах (честность, щедрость, бережливость, осуждение жадности и расточительности).
Благодаря программе развития финансовой грамотности (экономического образования) педагоги в детском саду создают условия для:
- проявлений у детей умений ценить окружающие предметы как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения, относится к продуктам труда с уважением. Для этого дети включаются в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и др.;
- развития эмоциональной сферы ребенка. умения понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение (игры с правилами, настольные игры, логические задачи- шутки);
- развития навыка и привычек речевого этикета, культуры поведения в быту (чтение художественной литературы, сказок, заучивания пословиц и поговорок).
Таким образом, в детском саду педагоги создают предпосылки финансовой грамотности средствами дошкольного образования, которые станут хорошей основой будущего экономического мышления ребенка.
Вопрос 12. Как сформулировать новизну, отличительные особенности моей программы от уже существующих общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования?
Ответ: Новизна заключается в новых средствах, формах, приемах работы, которые Вы планируете ввести впервые в Вашу программу.
22.03.2020 Наталья Александровна Симон, доцент дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 13. Каковы формы и режим занятий в условиях реализации общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования.
Ответ: Формы: очные занятия, дистанционные, самостоятельные, соревнования.
Вопрос 14. Где можно познакомиться с обновленным списком запрещенных к применению спортсменами препаратов (согласно РУСАДА)?
Ответ: на официальном сайте «РУСАДА».