Обсуждение Концепции - Бердюжский район

 

Текст Концепции

Емельянова Надежда Михайловна, заведующая МАУ БР «ИМЦ», член РУМО

Уважаемые коллеги!

Концепция преподавания русского языка и литературы - документ своевременный, проблемы преподавания русского языка и литературы, отмеченные в Концепции, актуальны.

Справедливо замечено, что от качества освоения русского языка и литературы зависит общая и специальная грамотность, что предмет «Литература»- единственный гуманитарный предмет, в фокусе которого-произведения искусства, поэтому, считаем, что освоение литературы  должно идти как освоение одного из  вида искусств. В связи с этим необходимо объединить усилия с учреждениями культуры. Считаем, что больше внимания нужно уделять чтению  «живого» текста на уроках, но, как правильно отмечено в Концепции, не только, для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, а чтобы сформировать интерес к чтению. Согласны с тем, что в школьной программе есть произведения, объем которых превосходит отпущенное на их освоение время, а также те, которые не во всем соответствуют возрастным особенностям учащихся. Также считаем, что нужно сохранить список литературы. Должна быть обеспечена преемственность поколений и в плане изучения произведений. Родители изучали одно, дети другое, нет тем для обсуждения, споров. Дополнить список современными произведениями, рассказывающими о жизни и проблемах современных детей и подростков. Такие произведения подростки читают с удовольствием.

По русскому языку, справедливо отмечено, что усвоение большего количества правил зачастую не ведет к повышению грамотности.  Включение в итоговую аттестацию совместно с контролем уровня владения письменной речью  оценки «говорение как речевой способности» считаем нецелесообразным. 

Введение двух уровней ЕГЭ по русскому языку (базовый и профильный), поддерживаем, но в рамках одного экзамена, где задания были бы представлены как на базовом, так и на повышенном уровне.

Нельзя не согласиться с тем, что современный учитель сталкивается с обилием бумаг, отчетов, которые приходится заполнять. Учитель превращается в статиста, что отвлекает педагогов от самообразовательной, творческой работы.

 

 

Няшина М.И., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с. Бердюжье:

Литература

Нельзя не согласиться с общими проблемами, обозначенными в разделе 4.3. Но, кажется, некоторые  предложения - из области фантастики.

Обозначена самая главная проблема - снижение интереса к чтению. Эта проблема имеет и социальные причины и объясняется также тем, что объём предлагаемых для освоения произведений  велик для современных школьников. Изучаемая классика так далека от детей, что непонятна им и, как следствие, неинтересна.

Обозначенная задача формирования потребности в чтении понятна, хотелось бы узнать конкретнее о путях её решения.

Русский язык

Вызывает большое одобрение мысль о различных подходах к итоговой аттестации на базовом и углублённом уровне.

Хочется отметить раздел 3.4. Кадровые проблемы преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды

«Учителей основных учебных предметов необходимо обучить навыкам преподавания в условиях, когда лексикон и набор речевых средств учащегося ограничен. По сути, каждый учитель-предметник должен стать в какой-то степени учителем русского языка (и примером владения русским языком),  способствовать развитию речевых компетенций учащихся для успешной коммуникации на русском языке в области преподаваемого учебного предмета».

 

Кудряшова М.С., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с. Бердюжье:

Читая «Концепцию преподавания русского языка и литературы  в общеобразовательных организациях Российской Федерации», во многом соглашаюсь с авторами.

Действительно, знание русского языка позволяет  учащимся хорошо ориентироваться во всех науках. Но многие в эпоху информатизации отказываются читать литературные произведения, или читают их в кратком содержании, или прослушивают аудиозапись. Всё это приводит к неграмотности  детей.  Согласна и с тем, что   базовый и углублённый уровни изучения русского языка, предусмотренные ФГОС, на практике не реализованы, поскольку не существует особой формы итогового контроля для филологически ориентированных учеников - ЕГЭ по русскому языку профильного уровня.

 Но, к сожалению, в Концепции не нашла конкретных решений  вопроса: как же привлечь учащихся к чтению произведений.

 

 

ТОГИРРО