Цель Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание (далее - Концепция) - повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях на основе систематического обновления содержания образования и технологий обучения с учетом регионального контекста, роста профессиональных компетенций педагогов, предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся образовательных организаций Тюменской области.
Задачи:
- обновление содержания рабочих программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности, регионального контекста), учебно-методических комплексов (УМК), технологий и методик обучения; расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества преподавания обществознания;
- развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников; формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа - и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;
- совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся;
- создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения; совершенствование системы подготовки учителей обществознания и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.
Срок проектной работы - 2020-2024 годы с последующим переходом в штатный режим.
Категория участников:
- обучающиеся образовательных организаций начального общего, основного общего, среднего общего образования (ОО);
- педагоги общеобразовательных организаций;
- представители органов исполнительной власти; общественных организаций; родители; образовательные организации высшего образования; представители социокультурных объектов области (музеи, библиотеки, театры, объекты культурного наследия - памятники истории и культуры).
Ответственный за координацию всей работы - Департамент образования и науки Тюменской области.
Нормативные правовые документы:
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2019 № 637 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года».
- План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы» (утвержден 3 декабря 2018 г. Банком России и Минфином России).
№
п/п
Мероприятие
Ответственные исполнители
Сроки исполнения
Планируемый результат
1. Нормативное правовое обеспечение реализации Концепции
1.1.
Разработка и утверждение регионального плана мероприятий по реализации Концепции с учетом приоритетов социально-экономического развития Тюменской области
ТОГИРРО
2020
Утвержден региональный план мероприятий по реализации Концепции
2.Общесистемные мероприятия
2.1.
Актуализация и расширение стажировочных площадок в части продвижения лучших педагогических практик преподавания учебного предмета «Обществознание»
2020-2024
Обновлен и расширен перечень стажировочных площадок в части продвижения лучших педагогических практик преподавания учебного предмета «Обществознание»
2.2.
Проведение и организация участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, в том числе:
- региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, экономике и праву;
- Всероссийская школьная олимпиаде по истории российского предпринимательства;
- научно-практическая конференция «Как нам обустроить Россию» (посильные соображения)»
- Всероссийская олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников;
- Всероссийский экономический диктант
ОО
Ассоциация учителей истории и обществознание
Увеличено количество участников в олимпиадах и иных интеллектуальных/творческих конкурсах.
2.3.
Инициация участия учителей истории и обществознания и обучающихся в реализации мероприятий регионального проекта «Путь к успеху»:
- учебно-тренировочные сборы;
- «сетевые педагоги»;
- методические сессии для учителей истории и обществознания;
- научные сессии для обучающихся и учителей истории и обществознания с привлечением ведущих специалистов
Увеличено количество участников мероприятий.
Создан банк данных учителей, работающих с высокомотивированными детьми.
2.4.
Разработка и внедрение методики использования оценочных процедур при изучении учебного предмета «Обществознание» (ГИА; ВПР; НИКО)
2020-2021
Разработана методика использования оценочных процедур при изучении учебного предмета «Обществознание»
2.5.
Изучение и обобщение положительного педагогического опыта учителей обществознания по направлениям урочной и внеурочной деятельности. Пополнение банка эффективных форм, методов обучения. Трансляция передового опыта посредством публикации методических разработок учителей обществознания в региональном научно-методическом журнале «Региональное образование».
Создан банк лучших практик преподавания учебного предмета «Обществознание».
Создан раздел на сайте ТОГИРРО «Лучшие практики»
3. Обновление содержания учебного предмета «Обществознание»
3.1.
Анализ содержания программ обучения по предмету обществознание на соответствие Концепции
Ассоциация учителей истории и обществознания
Информационно-аналитическая справка
3.2.
Введение новых элементов содержания обществоведческого образования: формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа - и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности.
Реестр модулей, программ кружков, элективных курсов, факультативов
3.3.
Актуализация направлений работы муниципальных и школьных методических объединений учителей истории и обществознания на основе проведенного анализа проблемных зон в преподавании учебного предмета «Обществознание» по результатам процедур оценки качества обществоведческого образования обучающихся Тюменской области
Определены направления деятельности ШМО и ММО учителей истории и обществознания
3.4.
Оказание консультативной помощи в реализации Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Обществознание».
Оказана консультативной помощи в реализации Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Обществознание».
3.5.
Корректировка содержания рабочих программ по учебному предмету «Обществознание» в соответствии с Концепцией, потенциалом социокультурного пространства Тюменской области (региональный контекст)
Рабочие программы по учебному предмету «Обществознание»
3.6.
Разработка методических рекомендаций об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) с учетом регионального контекста
ежегодно (май)
Разработаны методические рекомендации
3.7.
Разработка методических рекомендаций по организации, осуществлению контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.
Утверждены
методические рекомендации
3.8.
Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, деятельности общеобразовательных организаций, реализующих дополнительное (углубленное) изучение предметов социально-гуманитарного профиля (Распоряжение Правительства ТО от 31 мая 2017 г. № 575-рп)
Банк лучших практик общеобразовательных организаций по профильному обучению.
Банк лучших практик по дополнительному (углубленному) изучению отдельных предметов
4. Обеспечение условий реализации образовательного процесса
4.1
Разработка и реализация программ повышения квалификации, включающих изучение эффективных практик, методик и технологий в системе обществоведческого образования Тюменской области (формирование компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, современных технических средств обучения), в том числе реализуемых в сетевой форме
Разработаны программы повышения квалификации.
Сформированы компетенции учителей обществознания по использованию современных практик, методик и технологий (предметная, методическая)
4.2
Разработка цифровых учебных модулей для самостоятельного углубленного изучения отдельных тем и разделов; тренажеров, сетевых инструментов проектной деятельности, дистанционного обучения, включающих инструменты организации индивидуальной или совместной деятельности слушателей
Сформирован банк цифровых информационных ресурсов, включающих инструменты организации индивидуальной или совместной деятельности обучающихся (цифровые учебные модули для самостоятельного углубленного изучения отдельных тем и разделов; тренажеры, сетевые инструменты проектной деятельности)
4.3
Разработка рекомендаций по использованию возможностей портала «Российская электронная школа»
Разработаны рекомендации по использованию возможностей портала «Российская электронная школа»
4.4
Развитие Центров удаленного доступа (электронных удаленных читальных залов) по использованию электронных ресурсов Президентской библиотеки (СПб), в том числе разработка методических материалов по различным темам и разделам; обобщение и систематизация опыта работы Центров
Обобщен опыт работы Центров удаленного доступа.
Разработаны методические рекомендации.
Создан банк лучших практик
4.5
Инициация деятельности профессионально-педагогических сообществ на школьном/муниципальном/межмуниципальном /межрегиональном уровнях через различные формы и форматы: «сетевые педагоги», методические объединения; наставничество; клубы; профессиональные конкурсы («Учитель года») и т.п.
Увеличение количества педагогов, принимающих участие в различных мероприятиях разных уровней
4.6
Разработка диагностических процедур по выявлению образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей истории и обществознания
Банк КОС (контрольно-измерительных материалов) по изучению предметной и методической компетенций учителей истории и обществознания
V. Дополнительное образование
5.1
Разработка методических рекомендаций по совершенствованию механизмов координации и интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
Разработаны методические рекомендаций по совершенствованию механизмов координации и интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования
5.2
Развитие кружкового движения в образовательных организациях на основе сетевого взаимодействия с учреждениями культуры, органами местного самоуправления и иными организациями и учреждениями
Увеличение количества обучающихся, занятых в кружковой деятельности.
Создан банк программ кружкового движения.
Создан банк общественных инициатив по формированию правовой, финансовой грамотности.
5.3
Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме.
Банк дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
6. Популяризация учебного предмета
6.1
Организация и проведение мероприятий (семинаров, форумов и иных мероприятий) просветительского и образовательного характера, направленных на формирование социально активной, уважающей закон и правопорядок личности
ДОиН ТО
Ассоциация учителей обществознание
Организованы профильные мероприятия (семинары, форумы и иные мероприятия)
6.2
Организация и методическое сопровождение проведения Единых уроков, посвященных 75-летию победы в Великой Отечественной войне
Разработан алгоритм проведения Единых уроков, подготовка методических рекомендаций, информационных материалов
7. Мониторинг и управление ходом реализации плана
7.1
Формирование ежегодного отчета о реализации Концепции
Подготовлен ежегодный отчет реализации Концепции
7.2
Обеспечение информационного сопровождения мероприятий реализации Концепции
Размещена информация о мероприятиях реализации Концепции на сайте ТОГИРРО