Воспитатели детских садов, учителя начальных классов и «предметники» приехали в Тюмень совсем не для того, чтобы просто отсидеть на секциях. Как раз пассивное и незаинтересованное слушание в программу мероприятия не входило, поскольку сам термин «творчески работающие» скуку не предполагает. Основной упор был сделан на мастер-классы. И проводить их было доверено лучшим педагогам, причем не только областного центра. На один день из Москвы в Тюмень специально для участия в семинаре приехал, например, Артур Викторович Заруба, абсолютных победитель всероссийского конкурса «Учитель года-1992», кандидат педагогических наук, кавалер знака «Общественное признание», член жюри Всероссийского и регионального конкурсов «Учитель года». Активным участникам мероприятий, которые постоянно проводит для педагогов города и области Тюменский институт развития регионального образования, Артур Викторович хорошо знаком. Каждая встреча с этим педагогом московской ломоносовской школы - событие незабываемое. Это всегда мозговой штурм, интеллектуальная встряска и, конечно, пир творческих возможностей. Хотя предмет, который он преподает, по его же словам «самый смешной» и «последний в расписании». Именно так многие характеризуют уроки музыки (если они еще остались в школе). По крайней мере, до тех пор, пока не побывают на открытых уроках Артура Зарубы. На этот раз на тюменском семинаре Артур Викторович представил мастер-класс по теме «Искусство видеть способности».
- Чем, на ваш взгляд, мастер-класс отличается от лекции? - начал он диалог со слушателями.
И, выслушав все ответы, предложил вариант, который дал Владимир Высоцкий в музыкальной сказке по мотивам известной книги Льюиса Кэрролла. Там Алисе, утопающей в собственных слезах, рекомендовали «самое сухое на свете средство» - лекцию. Такие средства для того, чтобы «приобщать к высокому классическому искусству» - противопоказаны. И детям, и взрослым. Надо искать другие. Причем, все эксперименты учителям лучше вначале проводить на себе.
- Поднимите руки те, кто никогда не играл на музыкальных инструментах и считает, что у него нет к этому таланта? - закинул в зал очередную «удочку» педагог.
Не чувствуя подвоха, в зале поднялось несколько рук. Этих людей пригласили выйти на сцену и вручили каждому самый простой, по их мнению, из музыкальных инструментов - обычную пластмассовую дудочку-флейту. Кто в детстве не дудел на такой? Разве есть в этом что-то особенное?
- Все мы видели, как играют на струнных или ударных инструментах, - объяснял Артур Викторович, - но как играют на духовых?
Оказывается, у духовиков есть свои секреты, свои движения, которым специально обучают, но которых зрители не видят. Учитель приоткрыл завесу этой тайны для стоящих на сцене. И после небольшой репетиции новички смогли осилить элементарные гаммы. Но целью педагога был не этот ликбез. Он предложил им сыграть... отрывок из оперы Глинки «Жизнь за царя» - знаменитый хор «Славься!». Еще бы полчаса назад, до начала мастер-класса эта задача для каждого из них казалась бы сверхсложной и невыполнимой. Но эту высшую математику Заруба разложил до уровня арифметики и таблицы умножения. И те, кто никогда не играл и считал, что у него тем к этому таланта - справились!
- Мне бы очень хотелось, чтобы мы все смогли подняться до того уровня, который когда-то был в России, - говорил Артур Викторович. - Чтобы умение играть на музыкальных инструментах было бы такой же обычной процедурой как читать и писать. Чтобы умение сочинять стихи было бы обязательным для каждого образованного мужчины. Чтобы в литературных журналах печатались ноты и их прочитывали также легко, как кулинарные рецепты.
Когда-то именно так у Чайковского родился известный цикл «Времена года». В первом номере журнала был напечатан лишь «Январь», но читатели потребовали продолжения. Кстати, во многих американских школах и сейчас умение играть на нескольких музыкальных инструментах входит в обязательную программу школьного обучения, а количество хоровых коллективов на единицу учебного заведения такое, что не каждая российская музыкальная школа может им сейчас похвастаться.
Первый шаг в этом направлении как раз не в том, чтобы делить детей на одаренных и бездарных, на талантливых и бесталанных. Как известно, такие диагнозы часто бывают ошибочные. Например, Владимира Спивакова, известного российского скрипача и дирижера, руководителя государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», в свое время не приняли в музыкальную школу, сказав, что у него нет слуха.
- Можно называть детей одаренными, талантливыми, способными - какими угодно, главное - дать им возможность проявить себя, - уверен Артур Заруба. - Эта возможность повышает в целом их уровень самооценки и самосознания. А, значит, почувствовать себя одаренным может любой. Это для меня бесспорно. Одаренность есть у каждого ребенка. А у каждого учителя есть задача «зажигать души-свечи».
На снимках: Артур Заруба ведет мастер-класс.
Фото Ольги Зайцевой