От курсов по повышению квалификации учителей до подготовки научных педагогических кадров - такой путь проделал за 70 лет Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).
13 января 1945 года Тюменский исполком областного Совета депутатов трудящихся обратился с просьбой в Наркомпрос об открытии при Тюменском областном отделе народного образования института усовершенствования учителей.
"Представляете, еще не закончилась Великая отечественная война, а в Тюмени уже задумались о том, кто и как будет воспитывать наше будущее. Согласитесь, учитель - это будущее любого общества. Наш институт один из старейших в России", - сообщила "Тюменской линии" доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ТОГИРРО, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики Наталья Милованова.
И уже в сентябре 1945 года на семинар директоров института усовершенствования учителей в Свердловск был направлен тюменский учитель Петр Хайновский. В октябре 1945 года приказом заведующего облоно на должность заведующей учебной частью института была назначена Нина Докшина. С этого времени аппарат, состоявший из двух работников, включается в работу с педагогическими кадрами области. С сентября 1945 по январь 1947 года 45 педагогов прошли обучение на курсах при центральном институте повышения квалификации. Через семинары, проведенные Тюменским областным институтом усовершенствования учителей, прошли подготовку 40 заведующих районными отделами народного образования и столько же инспекторов, 167 директоров, завучей и преподавателей средних школ рабочей и сельской молодежи. С 1948-1949 учебного года эта система начала действовать в Тюменской области, став важнейшим направлением работы коллектива института. За год через систему очно-заочного обучения прошли 649 человек, из них 506 учителей первых-четвертых классов.
"Конечно, на протяжении этих лет многое изменилось, но хочу сказать, что всегда наш институт отличался тем, что нас очень мобильный коллектив, и мы работаем в соответствии с запросами педагогических кадров, управленцев. У нас всегда работали замечательные педагоги. Тогда слово мобильный как-то не очень было модным, но наши предшественники, которых мы сейчас называем их андрагогами - это те, кто обучает взрослых, создавали мобильные команды, выезжали в любую точку Тюменской области, и в Ханты-Мансийский округ и на Ямал. Они называли это десантами - расстояния большие и выезжали не на один-два дня, а на неделю и больше. Это сейчас самолеты, поезда, а тогда ездили даже на упряжках оленьих и собачьих", - рассказала Наталья Милованова.
Тюменский областной институт усовершенствования учителей становится своеобразным цехом новаторской педагогической мысли. С 1953 года на протяжении ряда лет в институте проводилась экспериментальная работа по созданию и внедрению в школьную практику программированных печатных пособий по основным предметам учебного плана. В апреле 1953 года в областном центре впервые прошел Всероссийский семинар методистов институтов усовершенствования учителей по ознакомлению с методикой преподавания русского языка по новым печатным пособиям. С 1963 года разрабатываются подобные тетради по математике, химии, иностранному языку и географии. Министерство просвещения России одобрило начинание. Учителя 16 опорных школ области вели экспериментальную работу по внедрению новых учебных пособий по иностранному языку. Так называемые тюменские тетради вызвали широкий интерес не только в стране, но и за ее пределами.
В начале 90-х годов в Тюменской области насчитывалось 37 тыс. учителей, более 27 тыс. дошкольных работников. В сентябре 1991 года по решению исполкома Тюменского областного совета народных депутатов на базе областного института усовершенствования учителей открылся институт повышения квалификации педагогических кадров, получивший статус высшего учебного заведения. Ежегодно в институте проходило обучение более 9 тыс. учителей и дошкольных работников. В истории ТОГИРРО можно выделить три стадии: институт усовершенствования учителей, институт повышения квалификации педагогических кадров и областной государственный институт развития регионального образования.
В 1995 году была открыта аспирантура в ТОГИРРО и Совет в Омске по защитам диссертаций, что способствовало усилению научного потенциала института. Значительно выросло число специалистов с кандидатскими степенями. С этого времени одним из основных видов деятельности института стала подготовка аспирантов и докторантов. Расширяется сеть экспериментальных площадок, на которых апробируются самые разнообразные инновационные идеи - гимназия №10, школа №12, школа-интернат №5, лицей при педагогическом колледже Тобольска, комплекс-детсад-школа поселка Менделеева, гимназия №12 и школа №40 Тюмени, школа №6 Лангепаса и другие.
"У института четыре функции. Первая, и самая главная, - это повышение квалификации педагогических работников. Она не меняется с 1945 года. Меняются технологии, формы и методы работы. На определенном этапе у нас была организована аспирантура, где мы готовим научно-педагогические кадры. Второе - организационно-методическая работа. Это та работа, которая заключается в разработке пособий, методических рекомендаций, медиаресурсов, видеороликов в помощь педагогам. Это очень большое направление. Третье - научно-исследовательская работа. И четвертое направление - это организационно-педагогическая деятельность, включающая все мероприятия, которые касаются учителей, детей и их родителей", - отметила Наталья Милованова.
Основные мероприятия по празднованию 70-летия ТОГИРРО пройдут в апреле. А 13 января в институте обычный трудовой день - все педагоги Тюменской области раз в пять лет должны пройти курсы повышения квалификации. Сейчас рассматривается необходимость обучения учителей каждые три года.
Борис Олейник
Адрес публикации в Интернете: http://t-l.ru/186028.html