Ольга Ройтблат: "Злому педагогу нельзя доверять ребенка" (Елена Суслова)

Кто поверит, что с моей собеседницей мы знакомы уже более двух десятков лет. В 1985-м начинающая журналистка без приглашения нагрянула в тюменскую школу №34 "за фактами" и без задержки, с ходу, их получила.

После наша "линия жизни" имела изгибы. Были размолвки. По принципиальным соображениям. Но были и откровения, похожие на исповедь, которые доверишь не каждому... Словом, было все. Кроме одного - равнодушия.

Этого человека невозможно не уважать. Порою возникает искушение погреться в лучах ее, нет, не славы - счастья. Она его излучает. Не случайно одно время знакомые донимали нашу героиню вопросом: "Почему улыбка не сходит с твоего лица?"

Она счастлива делом, которому, если скрупулезно посчитать, отдано сорок лет. Своей семьей, двумя детьми и пятерыми внуками. Друзьями... У нее есть завидное свойство примечать, привечать, притягивать к себе, в свой круг талантливых, ярких, порядочных людей. И приходить на помощь по первому зову...

Эти скупые несколько строчек - о ней, Ольге Ройтблат. Заслуженном учителе России. Ректоре Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Кандидате педагогических наук.

Игра не стоит свеч?

- Сегодня, в субботу, отзвучат финальные аккорды XVII конкурса "Учитель года Тюменской области", будет названо имя победителя... Ольга Владимировна, лично у вас, сопредседателя оргкомитета областного состязания, ни разу не возникало искушение примерить на себя роль конкурсантки?

- Каждый раз... Где-то в глубине души, наблюдая за конкурсом не первый год, постоянно спрашиваю себя: "А смогла бы я?.." Такой вариант для себя допускала, даже будучи членом и председателем жюри.

- Но чем же так пленит, что дает серьезному, настоящему учителю этот конкурс, кем-то походя прозванный "шоу в коротких юбчонках"? Может, игра не стоит свеч и стольких физических и психологических трат?

- Мне кажется, этот конкурс нужен больше не нам, окружающим, а самому педагогу.

Ведь это большая, серьезная возможность для его профессионального роста, если, конечно, он таким шансом воспользуется. Я абсолютно уверена: после конкурса учитель возвращается в свой класс совершенно другим. Поднявшимся на ступеньку выше. Над собой. Ему наверняка захочется попробовать в своей работе что-то новое.

- Постоянно приходится слышать, что в конкурсе нет проигравших. Это на самом деле так?

- На самом деле. Все зависит от того, что мы хотим получить от конкурса. Премии? Это одно... Но не зря же на открытии Лидия Николаевна Русакова, первая победительница областного конкурса 1992 года, и его главный организатор - Ада Борисовна Китайгородская вспоминали, что вначале конкурсы ничего не давали в материальном плане, но педагоги в них участвовали, стремились заявить о себе. Потому что учителю как ни какому другому профессионалу требуется общественное признание.

Убеждена, что любого учителя можно научить стать добротным педагогом, если его периодически подхваливать. Погладь - и спроси... Создание ситуации успеха педагогу необходимо как воздух. Недовольного, раздраженного учителя опасно допускать к детям, не говоря уже о родителях.

Венец победителя

- И все же. Наблюдаю, что не только чиновники, но и простые граждане не очень-то чтят подобные конкурсы и вообще какие-либо профессиональные состязания. В каждодневной реальности все происходит намного прозаичнее. Порой учитель, названный лучшим, на поверку оказывается весьма авторитарным... Впрочем, хочу спросить о другом. Скажите, кого лично вы ищете среди конкурсантов? Прежде всего - яркую "звездочку", которая сможет достойно представить регион?

- И ее тоже. Вообще-то я большой патриот своего края, и мне не все равно, кто будет представлять Тюменскую область на российском конкурсе. В последние годы мы видим, как наши педагоги мощно заявили на конкурсе о нашем регионе. Виктор Немчинов, Марианна Чуйкова, Анатолий Кугаевский, Ольга Ковалева, Олег Цвырко... Настроение поднимается, когда видишь таких учителей. Побольше бы их!

Единственное неприятное ощущение, горький осадок остался от того, что Олег Леонидович не смог выдержать удар. Уехал с российского конкурса, как только стали известны результаты первого тура. Реально имея все шансы попасть в пятнашку сильнейших, он в ней не оказался.

- Но ведь молчаливый вызов Олега Леонидовича сделал свое дело.

- Да, процесс пошел. На страницах "Учительской газеты" началась дискуссия по "Учителю года России", и несовершенные условия его проведения будут меняться...

В оргкомитете нашего областного "Учителя года" недавно тоже произошел большой спор на тему: какие дети должны быть на конкурсном уроке. Не секрет, что школа, которая принимает конкурсантов, готовит детей. Причем старается делать это как можно тщательнее... Но я глубоко убеждена: лучший учитель года области должен продемонстрировать высший педагогический пилотаж с любым ребенком, любым классом. Если он мастер. Если претендует на звание лидера.

Спасибо за уроки

- Ольга Владимировна, вы - победитель международного конкурса учителей английского языка, заслуженный учитель России и прочее-прочее... Но какая награда для учителя, по вашему ощущению, самая весомая, греющая душу?

- Знаю ответ! (смеется. - Е.С.). Сиюминутно работу педагога можно оценить по результатам конкурсов, по итогам ЕГЭ... Но главную оценку его труда можно дать лишь в отдаленной перспективе. Она - в его учениках, в том, какими они стали людьми. Не сочтите за хвастовство, но во многих своих детях, в их поступках, часто узнаю себя. При этом могу сказать, где и когда зернышко, которое дает ростки, было брошено в благодатную почву.

Помню 1990-е годы, становление нашей 34-й школы как лицея. Мне нужно было "включить" речь детей, чтобы они не боялись артиклей и т.д. И мы придумали такую штуку. Экскурсии для хлынувших к нам многочисленных гостей, иностранных делегаций, в том числе с участием консулов, доверили вести самим детям. На английском языке. Готовила их наша Римма Гатаулина. После по приглашению она уехала учиться в Штаты. И вот однажды раздался звонок: "Ольга Владимировна, знаете, чем я здесь зарабатываю? Экскурсиями, которые провожу в кампусах. Какое счастье, что у меня был наш, лицейский, опыт!" Для меня лучшего признания нет.

Вспомните Юрия Шахмина (он тоже обучался в Штатах, по гранту). Бывает в Тюмени нечасто. Думаете, для чего он залетает сюда? Посоветоваться с учителем, принимать ли ему предложение поработать в лондонском банке, который дает студенту солидное материальное довольствие и оплачивает производственную практику... Юра убегает, а я ловлю себя на мысли: "Ради этого стоит жить..."

Тот самый ангел

- Помню ваш рассказ о долговязой девочке, с нотной папкой вышагивающей по микрорайону "Маяка".

- Все на меня смотрели тогда, как на белую ворону, а одноклассники кричали вслед: "Небоскреб!" Это для меня была самая обидная кличка. Потом, в классе восьмом, у меня появилась другая: Ангел. Тогда мы занимались в коллективе художественной самодеятельности первого тюменского авиаотряда. В моей судьбе был еще и завод - 26-й гражданской авиации. Поначалу я его не воспринимала всерьез. Потом полюбила коллектив, вела у них и вокальную группу, и хор.

- Знаю, на репетицию детей вам привозили на коляске.

- Да. Когда познакомилась со своим мужем, Борисом Михайловичем, я уже дружила с 26-м заводом. Потом Борис переехал в Тюмень, и первым местом работы стало именно это предприятие. В те времена было неписаное правило: все заводы готовили концерты к Дню Победы. Но буквально за месяц до этого события, 1 апреля, на свет появилась наша Наташа.

Завод тогда возглавлял Лев Игнатьевич Романчук, который был не только вдохновителем, организатором, но и участником заводской самодеятельности. Поэтому давал два раза на дню машину, и мы приезжали с нашей крохой, клали ее на пианино и начинали репетицию. Пока люди пели, Наталька спокойно посапывала, как только пение прекращалось, дочь заявляла о себе. Мы ей меняли пеленки прямо в директорском кабинете, затем мужчины по очереди укачивали ее на руках, а остальные продолжали петь...

Ну а со Львом у нас получилась другая песня. Там уже были репетиции на Тюменском электромеханическом заводе, куда мы действительно привозили сына на коляске.

- Думаю, именно тогда вы крепко усвоили урок: в жизни неразрешимых ситуаций нет...

- Да... В те годы у меня были сводные хоры - электромеханического и 26-го заводов, а также учительского коллектива. После у нас появились шефы из школы милиции во главе с Игорем Петровичем Маровым, мы и их приобщили к хоровому пению. Я на самом деле всю жизнь "страдаю" глобализацией... То был период становления меня как директора школы. И в этом музыка мне здорово помогла. Ведь музыкант не должен фальшивить.

Управленцы-двоечники

- Дирижерство сродни директорству?

- Думаю, да... Но в те годы, когда руководила хором, я была молодой и позволяла себе резко общаться с мужчинами, приходившими на репетиции. Позже, прокручивая в памяти тогдашние эпизоды и реплики, которыми порой "одаривала" пожилых людей, участников войны, я испытала стыд. Но люди мне все прощали, терпели, принимали мой "диктат", потому что за ним стоял труд. Не случайно мы дружим до сегодняшнего дня. Незабываемы бесхитростные строчки: "Помню Олю молодую. Две косички по бокам. Взмах рукой - сигнал для хора. И запели ветераны с сединою на висках..."

- Вы говорили о диктате... У директора школы есть на него право?

- Абсолютно нет. Чем больше работаю, тем сильнее в этом убеждаюсь.

- Но почему же тогда так много жестких, неприступных руководителей образовательных учреждений? Или, может, они стараются такими казаться?

- Нет, не кажутся. Это происходит оттого, что мы недооцениваем такой аспект, как психология управления. Мы называем себя красиво - управленцами, но на самом деле не умеем управлять. Нам не хватает профессионализма.

Помните, год назад в Тюмень приезжал знаменитый детский врач Лев Рошаль. Он был в восторге от наших клиник, оборудования. Но при этом, размышляя вслух, сказал, что если к такой технике поставить специалиста, внутренне не заинтересованного в качественной работе, то мы столько вреда нанесем. Вот насколько важен сегодня человеческий фактор!

Настоящий управленец может так потребовать от своего подчиненного, что у человека не возникнет отторжения, негатива. Помню, один институтский педагог влепил мне двойку. Я шла повторно сдавать экзамен, чувствуя при этом боль, обиду, злость, раздражение (переэкзаменовка срывала все мои репетиционные планы). Но наряду с названными эмоциями я испытала азарт. У меня появился стимул доказать свою профессиональную состоятельность. Став сама педагогом, поняла: до чего же умно было выбрано наказание за мое неусердие. Ведь тот "неуд" дал толчок к дальнейшему самосовершенствованию.

Руководителям, запускающим в своем коллективе цепную реакцию диктата, видимо, в жизни просто не повезло. Помню, в самом начале я тоже была максималисткой, находилась "под начальниками". К счастью, меня спасало то, что я не держалась за руководящую должность. Имела некую свободу действий. Может, могла убедить, может, со мной не хотели связываться. Это первый момент.

И второй. На курсах в нашем институте стараюсь достучаться до директоров школ: руководитель - это не тот, кто начинает с оборудования собственного кабинета, с приобретения ковров, мебели и тому подобного. Если хочешь, чтобы тебя уважали как педагога - веди уроки, семинары. Если желаешь быть хозяйственником - создавай условия. Ученикам и учителям.

Любовь и школа

- Если вспоминать лучшие годы 34-го лицея, то о многом можно рассказать. Взять хотя бы ученические обмены с другими странами...

- Мы действительно участвовали во всевозможных программах. И то, что предоставляли нашим ученикам, не сыпалось с неба. Не помню, чтобы кто-то из вышестоящих руководителей мне что-то предложил. На все контакты нам приходилось выходить самим. А для этого нужно было готовиться, думать, читать, писать, обосновывать, созваниваться. Словом, тратить себя.... Но сегодня могу откровенно сказать: то, что у нас тогда получалось, - лишь толика возможного.

- Вы так скромно говорите о лицее на городской окраине, который гремел на всю Тюмень, куда родители стремились отдать своих детей. Помню, какие очереди выстраивались перед вашим кабинетом... Вы ведь еще задолго до официального старта реформы реально к ней приступили.

- Действительно, когда в 2001 году в Российской Федерации началась модернизация образования, мы уже примерили на себя четыре ее направления. Уважаемый мною академик РАО Владимир Загвязинский говорил тогда: "Не распыляйся, выбери что-нибудь одно". Но мы шли по всем четырем: раннее обучение иностранному языку, информатизация, профильное обучение, введение экономических механизмов управления. В 2003-м Владимир Ильич признал, что мы были школой опережающего развития.

Сама жизнь диктовала нам, как действовать. И наше движение совпало с векторами модернизации. Может, это случилось еще и потому, что мы интересовались отечественным и зарубежным опытом. Читали все. Первые деньги, которые появились в школе, тратили на подписку периодической литературы. Именно из журналов узнали о наших единомышленниках в организации дифференцированного и разноуровневого обучения, которое считали своим "коньком".

- Не могу не назвать еще одну особенность знаменитой тюменской "тридцатьчетверки". Здесь уроки в старших классах вели в том числе ученые, кандидаты наук, умудренные опытом и знаниями люди. Это, конечно, вызывало у самих ребят интерес, вносило в лицейские коридоры какой-то иной, вольнодумский, дух.

- Да, у нас в школе работало 4 доктора наук и 36 кандидатов. Когда мы определились, что на старшей параллели нам необходимо профильное обучение, нам, естественно, стало не хватать школьных педагогов. И мы начали очень плотно сотрудничать с тюменскими вузами. Сначала возникли два направления: "Юрис- пруденция" и "Экономика". После нам сами дети и родители подсказали, что неплохо бы ввести третий профиль: "Научно-техническое творчество". И это не была дань моде, просто мы сумели услышать запросы той самой общественности.

Поэтому я очень приветствую создание управляющих советов школ. Если умно строить с ними работу, сотрудничать, то от этого учебное заведение выиграет стократно. Главное - не бояться поделиться властью... Слава Богу, на этот счет есть распоряжение правительства Тюменской области. Если уж сам не созрел до необходимости управляющего совета, то будь добр исполнять то, что прописано в документе. Этот процесс у нас по-разному, но идет. Управляющие советы есть в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений нашего региона.

- Догадываюсь, под влиянием ученых мужей менялись не только дети, но и их классные мамы.

- Еще как! Недостатка в мужском внимании у меня по жизни никогда не было, и я понимала, что хорошее чувство влюбленности стимулирует к работе, чем бы ты ни занимался. И когда у нас в лицее появились профессора-мужчины, наши дамы, замученные проблемами, тяготами, нашей вечной многосменкой, стали преображаться. Перестали кричать на уроках, начали следить за собой, попросту расцвели... Все это в действительности так мало стоит, но так много дает. И вообще я глубоко убеждена: чем больше в педагогических душах будет любви, в том числе к мужчине, тем больше от этого выиграют дети.

Железо или человек?

- За сорок лет жизни в педагогике вы смогли вывести для себя еще одну формулу учительского успеха?

- Не знаю, можно ли считать это формулой... Успех педагога зависит от нескольких составляющих. На первом месте для меня стоит каждодневная работа над собой. Когда мы учились в пединституте, постоянно слышали от преподавателей о непрерывном образовании. Все это было так скучно. Сегодня для меня это абсолютно осмысленная, непреложная истина. Конечно, знать все даже учителю невозможно, но он должен быть эрудированным, понимать, что происходит в мире, в стране. То есть педагог не может быть равнодушным человеком.

Очень хорошо, что сегодня государство нашло возможность поддержать учителя. И те средства, что получают школы, победившие в конкурсе, который третий год проводится благодаря нацпроекту "Образование", многие дальновидные директора вкладывают не в покупку компьютерной техники, не в "железки", а в подготовку конкурентоспособного педагога. В повышение его профессионального уровня. Обученный учитель способен изменить в образовании все.

Практически все уроки я проходила на собственном опыте. К примеру, трудного подростка мы "протаскивали" по всем инстанциям, начиная с педсовета и заканчивая комиссией по делам несовершеннолетних, исписывали кипы бумаг. Часто наши усилия завершались лишением родительских прав и отправкой ребенка в детдом, что мы делали с гордостью и сознанием исполненного долга. Должны были пройти годы, прийти мудрость и понимание: ребенок, помещенный в казенное учреждение, все равно будет рваться в родной дом, хотя это всего лишь избушка с глиняным полом (деревянный пропили родители). К своей маме-алкоголичке, потому что для него дороже ее нет.

С будущим на ты

- Педагог так много и стольким людям обязан и должен, что возникает естественный вопрос: как ему уложиться в 24 часа и не забыть про себя? Всегда удивляюсь, что, несмотря на такую загруженность и ответственность, вы продолжаете утверждать, что учитель - самая лучшая на земле профессия.

- Конечно! Разве можно сравнить с чем-нибудь то ощущение, когда ты входишь в класс и видишь лица детей. В этот момент забываешь обо всех своих проблемах. Перед тобой - только они, милые мордашки, обращенные к тебе глаза. И даже если это ершистые, неудобные старшеклассники, "атаманы", все равно они - наше будущее. И ты остаешься с ним один на один.

Вы не замечали? Те педагоги, которые постоянно общаются с молодежью, медленнее стареют. Видимо, происходит подпитка молодостью, новыми мыслями, идеями. Не случайно хороший учитель тревожится: "Мне бы сейчас за ними успеть, не отстать".

Сегодня вообще настало хорошее время для педагога. Важно лишь не мешать ему, поддерживать, помогать.

- Но, скажите, куда же девается блеск в детских глазах, откуда ночные слезы в подушку: "Не хочу в школу"?

- Если ребенок находится в стадии переживания, надо выяснять причину. Здесь способна помочь настоящая школа, где невозможно халтурить, но прежде - настоящий учитель, который приходит не просто отвести урок и получить зарплату. Он, заходя в класс, сразу, как мама, определит: у Димы что-то случилось. Дети - они ведь, как лакмусовые бумажки, вмиг проявляют все беды и победы.

- Ольга Владимировна, можно сказать, что вы попали в педагогику случайно? Шли поступать в одно учебное заведение, а попали в другое.

- Да, ехала поступить в музыкальное училище, а вышла на остановке "Пединститут".

- Случайная закономерность?

- Сейчас можно сказать, что выбор специальности был случайным, но я ни разу о нем не пожалела... С детства ощущала в себе лидерские качества. В школе все время общалась с ребятишками. Сначала была вожатой у октябрят-второклашек, потом у других подшефных классов, старшеклассницей постоянно что-то репетировала. После восьмого и девятого класса - два лета - трудилась старшей пионервожатой в лагере "Лайнер".

Кто были моими первыми учителями? Конечно, родные. Жаль, что вы не успели познакомиться с моей мамой, которая обладала внутренней культурой, немыслимой деликатностью. Очень многое я взяла от нее. И от деда... Не имея среднего образования, он окончил военную академию, во время Великой Отечественной командовал Днепропетровским фронтом, был комдивом. Именно он и воспитывал меня, учил столярному делу, прививал любовь к чтению. Будучи уже стариком, он постоянно читал. За этим занятием я его постоянно заставала.

Мы были первыми

- Говорят: не сотвори себе кумира.... В педагогике вы следуете этой истине?

- В педагогике у меня были и есть кумиры. Совесть моя - моя первая учительница Мария Сергеевна Битюцких. Образец профессионала и человека для меня, безусловно, Надежда Васильевна Фоминцева. В один ряд с этими женщинами поставлю известнейших и уважаемых мною директоров московских школ Ямбурга и Мильграма.

- Все-таки у вас удивительная судьба, не похожая ни на чью другую. Из кресла директора школы вас, можно сказать, пересадили в кресло директора областного департамента, дав пищу для разговоров и самых разных оценок. Знаю, некоторые педагоги вас добрым словом тоже не жаловали. Вам достались времена не самые легкие, реформаторские. Сегодня, оглядываясь назад, можете сказать, что мы пошли правильным путем?

- Хороший вопрос задали. Я тоже вспоминала о том времени буквально несколько дней назад, во время совещания в Министерстве образования и науки России. Руководители министерств и департаментов образования ряда регионов, тех, что в прошлом году победили в конкурсе, проходившем в рамках национального проекта "Образование", докладывали о выполнении взятых на себя обязательств. Многие с ними справились не в полном объеме. Выступления с описанием проблем очень напомнили мне нашу, тюменскую, ситуацию 2001-2002 годов. Но мы-то шли чуть ли не первыми. Непроторенной дорогой.

Чего только ни говорили в свое оправдание представители субъектов Федерации! Потому что каждому предстоит колоссальный объем работы, но не все желают к нему приступать. Это же адский труд, который...

- ...иногда дается ценою жизни.

- Почти (улыбается. - Е.С.). Но это нужно делать! Сегодня, анализируя то, что было сделано нами, могу констатировать: стратегия была выбрана правильно. Мы шагали абсолютно верным путем, одной командой. Разве не должны деньги идти за учеником? Разве неверно стимулирование качественной работы педагога? Другое дело, что сегодня при распределении стимулирующего фонда оплаты труда возникает множество проблем. Но это уже зависит от конкретных руководителей школы.

Семнадцатая весна?

- Сегодня вы ректор ТОГИРРО. Думаю, эта аббревиатура, за которую спряталось длинное название вашего института, уже привычна тюменцу. Но главное, по-моему, в том, что эта работа - для вас. Ведь то, чем вы занимаетесь в последние годы, напрямую связано с учителем.

- Да, работа интересная. Но, признаюсь, когда я сюда пришла, испытала ужас и шок. Это продолжалось месяца два, пока не определила для себя, в каком направлении двигаться. Сегодня в наших силах сделать если не все, то многое. Если же говорить о системе образования, то мы знаем, как увидеть свет в конце туннеля.

Чтобы оценить результаты труда учителя, обязательно нужно иметь сведения о потенциале ребят, с которыми он работает. Это не только ЕГЭ - его итоги мы видим лишь "на выходе". Важна корректировка на протяжении всех лет обучения ребенка в школе. Полная аналитика трех составляющих образовательного процесса: ученик - учитель - образовательное учреждение, иметь которую позволяет существующая у нас информационная база данных, помогает не только видеть объективную картину происходящего, но и очень оперативно определять стратегию и выстраивать тактику. По большому счету, эффективно управлять.

- Что впереди? Вы по-прежнему считаете, что все лучшее уже было?

- Это сказано мною не в лучший, сложнейший период жизни... Вообще-то я всегда ощущала себя если не молодым специалистом, то человеком, у которого еще все впереди.

Сейчас так уже не скажу, потому что многое знаю и могу сделать. И, что важно, с пользой для других.

- Предлагаю вернуться к началу нашего разговора. У вас нет такого ощущения, что XVII "Учитель года Тюменской области" - ваша семнадцатая весна?

- Если честно, нет. Моя семнадцатая весна была связана с окончанием школы. Помню, утром после выпуска почувствовала внутри себя такую пустоту! Как плохо без школы... Видимо, это ощущение и толкнуло меня в педагогику.

ТОГИРРО