Как успеть опросить весь класс за один урок? Учить весело, легко и при этом достигать стабильных высоких образовательных результатов?
Ответы дает сингапурская методика обучения. Это система не новая для российского образования. Интересна она тем, что вбирает в себя психолого-педагогические открытия отечественной педагогики.
6 июня 2023 года педагоги Тобольского образовательного округа осваивали сущность методики в ОНППМПР г. Тобольск на семинаре «Организационно-методическое сопровождение продуктивных технологий и актуализация применения приемов и структур в учебном процессе и внеурочной деятельности».
В свое время специалисты сингапурской компании «Educare International Consultancy», взяв на вооружение лучший мировой опыт организации учебной деятельности, систематизировали его, создали обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения и провели систему тренингов с возможностью их тиражирования и творческого применения в образовательной практике.
На семинаре в Отделении непрерывного повышения профессионального мастерства педагоги познакомились с сущностью методики.
Сингапурские учителя делают акцент на том, что дети способны сами осваивать новый учебный материал. При работе в парах они могут выступать как в роли учителя, так и в роли ученика. Основным отличием сингапурской методики является то, что в традиционном обучении центром урока является учитель, все ученики сидят лицом к учителю и к доске, а сингапурская методика предполагает командную работу. Дети садятся за сдвинутые парты по четыре человека для осуществления совместной работы. При таком размещении половина школьников оказывается сидящей спиной к доске и не видит учителя. Но урок сосредоточен не у доски, все самое интересное происходит в центре класса.
Сингапурская система способствует повышению мотивации учеников к учебе. Для этого используются определенные приёмы, их более 250 и называются они структурами.
Участники семинара разобрали базовые структуры: формирование команды, управление вниманием, поиск партнера для совместной работы - и структуры для работы с учебным материалом, направленные на развитие мышления и взаимодействие.
У некоторых участников семинара уже имелась практика применения данной методики. Педагоги поделились своим опытом применения методик продуктивного обучения, отметили достоинства и недостатки.
Например, статичность системы подразумевает использование оригинальных названий структур и не предполагает адаптацию под свои условия. При работе в команде школьники могут пользоваться результатами своих более сильных одноклассников. Также отметили явные преимущества методики:
Уроки несут положительные эмоции и похожи на увлекательные игры.
Возможность задействовать и обучать на уроке весь класс одновременно.
Необходимость самостоятельно думать, обмениваться мнениями, дополнять ответы друг друга.
Развитие устной речи, критического мышления и креативности.
Возможность организации эффективного сотрудничества учителя и учеников.
Материал подготовлен Ольгой Маликовой, старшим преподавателем
ЦНППМПР г. Тобольск