Умения применять полученные знания в жизненных ситуациях называют универсальными учебными действиями, метапредметными результатами образования, а также функциональной грамотностью человека. Эта направленность на практическое применение знаний в реальной жизни является отличительной чертой современного образования.
Сегодня в арсенале учителя имеется широкий выбор дидактических материалов, позволяющих развивать функциональную грамотность школьника.
12 сентября 2023 года сотрудники Отделения НППМПР г. Тобольск в рамках методического абонемента «Формирование функциональной грамотности школьников: методика обучения, специфика заданий» провели семинар-практикум «Инструментарий по формированию функциональной грамотности», на котором познакомили участников курсов повышения квалификации (педагогов Бизинской школы Тобольского района) с разными ресурсами и банками заданий.
Среди рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации следующие ресурсы:
- электронный банк заданий, размещенный на платформе РЭШ (https://fg.resh.edu.ru);
- открытый банк заданий, разработанный экспертами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy);
- открытый банк заданий PISA, размещенный на сайте ФГБНУ «ФИОКО» (https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa);
- открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности, размещенный на сайте ФГБНУ «ФИПИ» (https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti);
- печатные учебные пособия эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»).
На семинаре педагоги познакомились с алгоритмом работы в банке заданий на платформе РЭШ, особенностями создания работы, предоставления доступа к заданиям школьникам, выполнения учителем проверки и оценивания. Слушатели курсов познакомились с ресурсами для развития финансовой грамотности, а также с дополнительными возможностями, которые предоставляют Издательство «Просвещение», платформа CERM («Центр развития молодежи» г. Екатеринбург).
Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск