«Умение избежать конфликта - одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский
Деятельность педагога очень часто разворачивается в гуще конфликтов. Поэтому знания из области конфликтологии должны помогать педагогу в воспитательном и обучающем процессе.12 сентября 2023 года на базе ОНППМПР г. Ишим прошел семинар «Конфликт, способы выхода из него».В первой части в рамках дискуссии участники обсудили положительные и негативные стороны конфликта. С помощью использования продуктивных структур коллеги выявили определение понятия «конфликт», его тип и виды.Для того, чтобы прийти к разрешению конфликта, необходимо определить свою конечную цель. Правильно расставленные приоритеты на оси «ориентация на мои интересы» и «ориентация на интересы другого» является главным показателем выбора стратегии в конфликте. При ситуативном разборе конфликтных ситуаций педагоги рассмотрели стратегии взаимодействия в конфликтах с точки зрения всех участников образовательного процесса, выявив наиболее оптимальные. С помощью игры с обучающими пазлами учителя изучили типы конфликтной личности и познакомились с приемами работы с ними.А что делать, если от разрешения конфликта зависит достижение вашей личной цели? Как убедить вашего оппонента и прийти к компромиссу? Решение этой проблемы участники искали в ходе выполнения арт-упражнения «Слон», в котором проработали стратегии поведения в конфликтной ситуации, развитие навыков убеждения, работы с возражениями и развитие креативности.Вторая часть тренинга была посвящена коммуникативной компетентности педагога. В ходе теоретического блока учителя изучили приемы активного слушания и познакомились с технологией рефрейминга. В практическом блоке педагоги применили полученные знания на практике. С помощью упражнений «Из уст в уста» участники смогли сделать вывод о том, что из-за неверного восприятия информации могут возникать конфликтные ситуации. При выполнении упражнения «13 зубочисток» учителя определили, чем опасна односторонняя коммуникация и почему она может послужить причиной конфликта. Завершающей частью мероприятия стал тренинг по восстановлению психоэмоционального состояния после конфликта. Участники познакомились с различными методами арт-терапии и техниками релаксации. Каждый смог выбрать для себя подходящий вариант восстановления своего состояния.В заключение работы педагоги сделали вывод о том, что конфликтная ситуация не всегда приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.Благодарим коллег за работу и желаем успехов!
Материал подготовлен Гавришевой А.С., старшим преподавателем ОНППМПР г.Ишима.