7 мая 2024 года для руководителей городских и районных методических объединений г. Тобольск, Тобольского, Вагайского, Уватского районов проведён семинар «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов: единое образовательное пространство, персонифицированный подход, индивидуальный маршрут развития».
Семинар посвящен новым подходам в методической деятельности и адресован школам и муниципалитетам.
Цель методической службы общеобразовательной организации - обеспечение условий для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников для достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся, достигается через
выявление и нивелирование профессиональных дефицитов на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов;
своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников проблем развития и функционирования общеобразовательной организации;
анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с темами самообразования;
ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики;
методическое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в том числе методическое сопровождение внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов;
повышение качества преподавания учебных предметов;
организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках общеобразовательной организации;
создание педагогическими работниками собственных методических разработок, форм, методов, индивидуальных программ обучения и воспитания для применения в условиях общеобразовательной организации.
Обозначенная цель и задачи рассматриваются в единстве научно-методического сопровождения и приоритетных направлений развития сферы образования. Светлана Васильевна Полякова, начальник Отделения НППМПР, акцентировала внимание на принципах государственной политики в сфере образования:
приоритет жизни и здоровья, единство обучения и воспитания, обеспечение права на образование в течение всей жизни, гуманистический характер образования, демократический характер управления образованием и другие.
Названные принципы лежат в основе федеральных проектов Национального проекта «Образование»:
«Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Социальные лифты для каждого», «Социальная активность», «Патриотическое воспитание», «Молодежь России».
Принципы государственной политики сферы образования отражаются и в Проекте «Школа Минпросвещения России». Школа видится как центр обучения, воспитания и развития, объединяющий детей и взрослых для познания, созидания и творчества.
Ключевые позиции: Учитель. Школьный климат. Образовательная среда.
Каждая общеобразовательная организация стремится улучшить свои результаты по направлениям: Знания, Творчество, Профориентация, Здоровье, Воспитание.
Саморазвитие осуществляется на основе принципов деятельности школы: доступность и равные возможности для всех обучающихся, здоровье и безопасность, непрерывное совершенствование качества образования, социализация, поддержка учительства, участие каждого в создании школьного климата и другие.
На семинаре педагоги получили информацию о введении учебных предметов «Труд (технология)», «Основы безопасности и защиты Родины».
Отдельным блоком рассмотрели вопрос о библиотеке цифрового образовательного контента. Использование контента меняет структуру учительского труда, не требует всестороннего поиска учебного материала на различных цифровых ресурсах. Достоверный, выверенный образовательный контент уже готов к применению и содержится в библиотеке ЦОК.
Тему обновления методической деятельности продолжила Фаттахова Любовь Петровна, тьютор Отделения НППМПР г. Тобольск. Согласно Концепции научно-методического сопровождения, педагогу в саморазвитии помогают коллеги: заместитель директора по методической работе, учитель-наставник, учитель-методист, руководитель школьного\городского методического объединения, региональный методист.
Региональный методист - одна из ключевых фигур команды сопровождения. Он собирают, анализируют, обобщают и систематизируют информацию о педагогических работниках. В ходе работы с закрепленными учителями-предметниками региональный методист осуществляет разные виды работ:
выявляет профессиональные затруднения педагога;
анализирует рабочие программы учебных предметов, курсов по выбору, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности;
анализирует планы-конспекты (технологические карты) уроков (внеурочных занятий);
посещает и анализирует уроки, внеурочные занятия;
анализирует УМК;
анализирует работу педагога с разно-мотивированными обучающимися и другие.
Каждому из команды сопровождения важно знать, как проектируется ИОМ, какие ресурсы для диагностики использовать, как определять результативность ИОМ.
Старший преподаватель Александра Андреевна Струтинская организовала моделирование «Портрета современного учителя», ключевой характеристикой которого является профессионализм. Это взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа педагога, обеспечивающая эффективность педагогической деятельности.
Учитель принимает активное участие в построении индивидуального образовательного маршрута, он «хозяин» процесса обучения, сам несёт за него ответственность, определяет цели индивидуального образовательного маршрута и результативность. Старший преподаватель Ольга Владимировна Маликова провела практикум по наполнению программы мероприятий индивидуального образовательного маршрута, предложила образовательные ресурсы. Педагоги взяли в работу документы:
Примерная инструкция по составлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника 14.10.2022 №3264.
Примерная инструкция по составлению «дорожной карты» методического сопровождения педагогического работника от 19.10.2022 №3302.
Примерное положение о методической службе общеобразовательной организации.
Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск