Как объяснить простыми словами, что такое функциональная грамотность? Ответы на это вопрос звучали 9 февраля в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г.Тобольска на семинаре-практикуме в формате Open Space. Самый ёмкий ответ звучал так: «Функциональная грамотность - это знания для жизни». Конечно, были и другие варианты ответа, прозвучало и само определение самого трендового понятия современного образования: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Суть этого понятия и легла в основу семинара-практикума, в котором приняли участие 40 педагогов Тобольского образовательного округа и студентов выпускных курсов Тобольского педагогического института им.Д.И. Менделеева (филиала Тюменского государственного университета).
О процессе формирования функциональной грамотности школьников всех уровней с участниками семинара поговорила Александра Струтинская, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тобольск. Александра Андреевна обсудила с будущими и опытными педагогами вопрос «А что если у школьников не развивать функциональную грамотность?», и все вместе участники обучающего мероприятия отметили, что в этом случае нынешнее поколение школьников не сможет достаточно легко и уверенно анализировать поступающую информацию, интерпретировать её, делать выводы и успешно применять для решения повседневных задач. Существуют и конкретные данные, полученные по результатам различных исследований, подтверждающие тот факт, что знания у современных российских школьников есть, а вот как применять их в жизни могут далеко не все из них.
В продолжении темы выступила и гость семинара из г.Екатеринбурга Ирина Южакова, заместитель директора АНО «Центр Развития Молодёжи». Особое внимание Ирина Сергеевна уделила такой теме, как «Смысловое чтение - основной ресурс повышения результатов образования» и отметила, что навыки читательской грамотности есть начало начал для всех остальных видов функциональной грамотности. Участники семинара потренировались в умении отвечать на вопросы с элементами понимания и анализа в «Мастерской вопросов», интерактивной игре «Поиск клада», затем познакомились с цифровыми ресурсами онлайн-платформы CERM.RU для формирования читательской грамотности.
О методических аспектах формирования функциональной грамотности обучающихся рассказала Ольга Маликова, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тобольск. Вместе с участниками семинара-практикума Ольга Владимировна рассмотрела основные принципы подготовки и методику составления учебных заданий по функциональной грамотности, а также дала возможность педагогам и студентам продемонстрировать имеющиеся у них навыки в составлении и применении таких заданий как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Завершился семинар-практикум деловой игрой с использованием элементов формата Open Space, провела которую Любовь Фаттахова, тьютор Центра. В первом раунде, который прошёл в форме «мозгового штурма», участники семинара делились личным опытом применения знаний, полученных в школе и вузе, в своей жизни. Во втором раунде необходимо было обсудить ряд вопросов, касающихся формирования функциональной грамотности в рамках внеурочной деятельности, проанализировать все имеющиеся в школах возможности и программы, а затем предложить собравшимся возможные варианты внеурочных занятий/мероприятий, успешно сочетающих в себе все виды функциональной грамотности. Оживлённое и шумное обсуждение второго раунда сменилось более спокойной, но не менее эмоциональной рефлексией в третьем раунде, во время которого рассматривались вопросы проведения промежуточных и итоговых рефлексивных мероприятий по определению уровня сформированности функциональной грамотности у школьников по всем составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и класса в целом.
«Формат мероприятия был не совсем привычным. Спасибо большое организаторам семинара за такую встряску, многие моменты стали более понятными, а практические задания заставили посмотреть на многие вещи под другим углом», - отметили в завершении семинара-практикума его участники, и пожелали друг другу развиваться и, прежде всего, самим быть функционально грамотными.
Отметим, что в 2023 году запланировано два семинара-практикума в формате Open Space «Формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности» в рамках государственного задания, следующий такой семинар пройдёт на базе ЦНППМПР г.Тобольска ГАОУ ТО ДПО ТОГИРРО в ноябре.
Любовь ФАТТАХОВА
#цнппмпр_тобольск
#семинар-практикум_в_формате_OpenSpace