Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором. И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть. От ответа на вопрос «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни. Эти и многие другие вопросы обсуждали с участниками онлайн-гостиной 23 сентября 2022 в ЦНППМПР г.Тобольск.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Ситуация осложняется тем, что в наше время обучающимся очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономической ситуации, из-за незнания профессий, имеющих перспективу в будущем. Надо иметь в виду, что ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10-15 лет, а затем либо исчезают, либо претерпевают кардинальные изменения. А еще сегодня молодежь в большинстве своем видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа, популярности в обществе и зарплаты (дохода).
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, его заместителем, классными руководителями, воспитателями школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями предметниками.
Главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Как мы уже говорили, одна из главных задач профориентации - помощь ученику в выборе не просто профессии, а именно той, которая бы соответствовала его способностям, склонностям, желаниям, была бы востребована на рынке труда и обеспечивала бы его финансовое благополучие.
Таким образом, в ходе профориентации очень важно дать ответы на важнейшие вопросы:
? На какие профессии ориентировать ученика с учетом перспективы развития экономики и рынка труда?
? Какие профессии окажутся востребованными в ближайшие 10-20 лет?
? Какую специальность надо получить, чтобы диплом не оказался ненужной бумажкой?
Как организовать профориентационную работу с современными старшеклассниками, с участниками онлайн-гостиной поделились:
Боярина Зоя Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 18, и Ковальчук Ольга Сергеевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №14.