17 января ежегодно отмечается Международный день наставничества. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование». Неслучайно именно в этот день на базе ЦНППМПР г. Ишима стартовали курсы повышения квалификации «Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника» для педагогов, выполняющих или готовящихся к выполнению функции наставников.Прежде чем погрузиться в теорию, участники проанализировали ситуацию вхождения в коллектив молодого педагога. В ходе метафорической деловой игры «Царевна-Лягушка» они выявили ряд психологических затруднений, возникающих в педагогическом коллективе, а также предложили оптимальные стратегии поведения. Основные понятия наставничества были рассмотрены и представлены участниками в ходе групповой работы в формате World Café. Работа по методике генерации идей «Настоящее/будущее - барьеры» с элементами кластеризации позволила сформулировать меры, которые будут способствовать преодолению факторов, препятствующих успешной реализации программы наставничества.Достижению высокого уровня профессиональной компетенции, грамотному выстраиванию траектории профессионального развития как наставнику, так и наставляемому поможет индивидуальный образовательный маршрут. Вопросы структуры и особенностей заполнения индивидуального образовательного маршрута осветила Менг Оксана Васильевна, руководитель ЦНППМПР г. Ишима. Участники не только познакомились со структурой документа, но и смогли, проанализировав конкретные педагогические ситуации, самостоятельно дать рекомендации по совершенствованию отдельных компетенций.Между наставником и наставляемым порой возникает непонимание, зачастую переходящее в конфликтную ситуацию. Причины и стадии развития конфликтов, а также алгоритм разрешения конфликтных ситуаций участники курсов рассмотрели под руководством Колногузовой Елены Сергеевны, старшего преподавателя ЦНППМ ПР г. Ишима. В ходе психологического тренинга наставникам были представлены эффективные методы стабилизации эмоционального состояния, снижения уровня стресса, формирования позитивного отношения к себе и окружающим. Из приведенных техник каждый смог выбрать ту, которая подходит именно для него.В рамках курсов старший преподаватель ЦНППМПР г. Ишима Гавришева Анастасия Семеновна провела семинар-практикум «Коммуникативная компетентность педагога-наставника». Педагоги изучили языковые средства, необходимые для эффективного общения, компоненты коммуникативной компетентности и психологические приемы убеждения. Один из блоков был посвящен техникам активного слушания. Все полученные знания наставники применили на практике при выполнении коммуникативных упражнений «Убеди меня», «Из уст в уста», «Беседа», «Поза». Итогом работы стало составление и презентация памятки «Правила эффективной коммуникации».
В ходе рефлексивного анализа участники отметили эффективность активных методов, использованных для подачи и закрепления материала, а также доброжелательную атмосферу, способствующую комфортному общению и плодотворной работе.Желаем участникам успехов в освоении технологии наставничества и применении ее в профессиональной деятельности!
Материал подготовлен Колногузовой Е.С., старшим преподавателем ЦНППМПР г. Ишима.