Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. В Тобольском образовательном округе проживает огромное количество Учителей - настоящих мастеров своего дела, чья профессиональная и наставническая деятельность живёт в сердцах многих поколений их воспитанников. Именно о тех, кто по праву является педагогом и наставником, мы будем рассказывать в нашей новой рубрике: «Призвание - Учитель», открывает которую Надежда Степановна Крюкова, заведующий музеем МАОУ СОШ №1 г.Тобольска.
ПРИЗВАНИЕ - УЧИТЕЛЬ
Путеводная звезда Надежды Крюковой
Живая, щедрая, неугомонная. Имеет свою точку зрения и умеет отстоять её в любых условиях. Почётный гость многих значимых мероприятий, где ярко и эмоционально выступает. А если есть вопрос, который требует серьёзного изучения и решения - обозначит его и даже возьмёт себе на особый контроль, и, если в определённые сроки не увидит результата - позвонит в любую инстанцию и напомнит, что человек должен быть хозяином своего слова. И в итоге добьётся своего - результат непременно будет.
Надежда Степановна Крюкова всегда была такой, с самого детства. Именно про неё мог бы сказать товарищ Саахов из «Кавказской пленницы»: спортсменка, комсомолка плюс актриса, педагог, а сейчас ещё и опытный наставник.
Звезда Надежды Крюковой зажглась на небосклоне Тобольска в 1947 году. Она считает, что всегда была обычной девочкой из обычной тобольской семьи. А откуда тогда такая социально-значимая общественная активность? Время тогда было такое - общественное и активное? Вот что она сама говорит по этому поводу:
«Эта активность пришла ко мне из пионерского лагеря. Мама тогда училась в пищевом техникуме в Свердловске, а меня каждое лето отправляли на три смены в лагерь имени Павлика Морозова. И я там бегала. Настоящая сорвиголова была. Бабушка приедет проведать, смотрит на меня и охает. Бабушка у меня вообще была уникальная - она присутствовала на суде Павлика Морозова. Очень активная, она была почётным пионером сразу двух пионерских дружин. А я в школе до 6-го класса была тише воды ниже травы, на задней парте сидела. Но вот текстов разных могла много выучить.
Моя воспитательница в садике очень любила читать. Она нам каждый день читала сказки, стихи, рассказы. Первый стих, который я запомнила наизусть, был «Кошкин дом». Я запомнила его на слух. Дальше - больше. Одним из первых стихотворений, которые я читала на публику, было про лодырей: «Собирались лодыри на урок, а попали лодыри на каток». Его я читала на сцене нашего драмтеатра, а потом там же сыграла десятки ролей.
Вот это, я считаю, и есть внешкольное дополнительное образование. Оно мне всю жизнь помогает. В том числе и в проведении уроков. Назови мне сейчас любое стихотворение из школьной программы за любой класс - я его знаю. Любое сейчас наизусть прочитаю. Всё, что мы учили - всё помню, потому что всё это во мне. И стихи, и проза. Мы и в институте на экзамене по 60 стихотворений за раз сдавали, отсюда и память хорошая».
Совет/Лайфхак от Крюковой Н.С.:
как учить тексты и тренировать память.
«Я много не читала, но у меня была своя техника разучивания текстов наизусть. Никогда и ничего не учила за один день. Учила, например, за неделю. Выучу четверостишие-два, встаю перед зеркалом и читаю сама себе всё, что выучила. На следующий день учу следующие несколько строк и снова перед зеркалом - повторяю вчерашнее и добавляю сегодняшнее. И так, пока всё стихотворение или текст (раньше много прозы учили) не запомню, и сама себе не расскажу. Причём меня никто не заставлял, мне самой это нравилось».
Начало начал
Активная общественная работа началась для юной Надежды в 14 лет - её избирают секретарём школьной комсомольской организации и, как обычно, именно на неё, как на главного школьного комсорга, возлагают большую ответственность:
«Я была самым молодым секретарём. Приходишь на пленумы различные, а там дяденьки и тётеньки сидят, и я с ними вместе - сижу, слушаю. Не понимала ничего, просто сидела и какие-то бумаги всё время носила. А в субботу вечером подводила итоги работы нашей школьной комсомольской организации или работала со школьными журналами - оценки выписывала, как учебный сектор или кто какие уроки пропускает или плохо себя ведёт и т.д.».
В 1975 году Надежда стала делегатом I съезда вожатых, который проходил в Москве:
«Нас от области три человека отправили. Сшили нам костюмы красивые и мы поехали. Потом мамина сестра звонит моей маме и говорит: «Слушай, сейчас по телевизору показывали - наша Надежда с Третьяком сидит рядом!». Это было очень почётно. Там на съезде вообще очень много людей интересных было. Выступала советская разведчица и детская писательница Зоя Воскресенская, потом мать Героя Советского Союза, участника и одного из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» Вани Земнухова - Анастасия Ивановна, и многие другие. Для нас тогда это было всё! Мне эта поездка очень запомнилась и подарила много незабываемых впечатлений».
Про театр
В Тобольском драматическом театре Надежда Степановна играла целых 7 лет. А начиналось всё так: восьмой класс, урок литературы, Надя читает стихи Николая Некрасова. На уроке присутствуют студенты Тобольского пединститута с преподавателем. А после урока выяснилось, что преподаватель этот в театре играет и пригласил Надю на роль девочки-восьмиклассницы Галочки. Однако театральные подмостки секретаря комсомольской организации Надежду Крюкову совсем не интересовали, и она отказалась идти в театр и пробоваться на роль. Театральное руководство отступать тоже не собиралось и продолжило уговоры юного дарования. Можно сказать, что в театр Надежда попала со скандалом:
«Мы жили в новом районе на улице Ленина. Там нам дали новую квартиру. У нас была соседка, которая работала костюмером в театре. И вот приходит она к нам вечером и говорит моему отцу: «Ну, Степан Василич, не ожидали мы такого от вашей дочери. Наш режиссёр её час уговаривал, а она ни в какую не соглашается даже просто в театр прийти». Отец мне потом сказал: «Ты сходи и посмотри, что там и как. Понравится - будешь ходить, не понравится - не будешь». Так я и после этого не пошла. Только когда режиссёр пригрозил позвонить директору школы - я сдалась. Пошла. В театре мне дали толстую тетрадь всю исписанную какими-то текстами. Я испугалась, что всё это придётся учить, но мне объяснили, что учить надо будет только свою роль. И я осталась, сначала репетировать, потом играть. Были роли в «Кремлёвских курантах», в «Машеньке» Афиногенова, в «Зайке-зазнайке», всего более десятка ролей. Меня даже на улице и в автобусе узнавали».
В общем, театр вошёл в Надину жизнь и уходить из неё явно не собирался. Поэтому после окончания школы вместе с подругой восходящая звезда тобольского драмтеатра отправилась в Ленинград поступать в театральный институт. Уже и экзамены сдали, но серьёзные жизненные обстоятельства заставили девушек вернуться в Тобольск. Здесь Надежда поступила на филологический факультет ТГПИ им. Д.И. Менделеева и на протяжении всей студенческой жизни продолжала играть в театре.
ШКОЛА. Начало.
Получив диплом учителя русского языка и литературы, Надежду Степановну распределяют в посёлок Таёжный Советского района Ханты-Мансийского автономного округа:
«Школа там новая была, только что сдали. И был там учитель литературы Александр Губанов. Очень сильный педагог. Я никогда больше таких не видела. У него в классе был обустроен самый настоящий читальный зал. Даже вечером дети приходили в этот класс, садились за парты, зажигали настольные лампы и работали над сочинениями или литературными образами. Он создал детям все условия для учёбы, и они тянулись к нему. А какие у него были уроки! Они все несли в себе нравственную глубину произведений, которые изучались».
Надежда Степановна вела уроки русского языка и литературы в старших классах, а после уроков организовала с ребятами агитбригаду и ездила с ней по всем близлежащим районам. Однако через некоторое время Надежде пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в Тобольск.
ШКОЛА. Продолжение.
«Не успев приехать в город, встретила директора школы №1 Александра Васильевича Соловьёва: «О, наша звёздочка приехала! Давай к нам в школу. Пока возьмёшь один класс - будешь русский язык вести, и пионерскую работу тебе поручим».
Так и вернулась Надежда в свою родную школу, теперь уже в качестве учителя и пионервожатой:
«Ну и всё, и помчалось моё детство. Всё стало получаться. Потом то пленум, то совещание, то семинары, то ещё общественная работа какая-нибудь. Уроки всё время приходится пропускать, а я этого делать не люблю, да и нельзя было. Поэтому пришла к директору и сказала: «Я не могу так» и с меня сняли учебную нагрузку. А на следующий год дали вести уроки истории. Тут мне понравилось больше - я всю историю стала на литературный манер преподавать. Это было очень интересно! И ученикам нравилось».
Партия сказала: «Надо!»
В 1976 году Надежда Степановна вступает в партию и получает направление в ГПТУ №3 на должность замполита:
«Я пришла в училище первого сентября и увидела эти сапоги... А ещё был специфический запах. И всё это после букетов цветов, которые традиционно дарили в школе... Я проплакала целый вечер. Потом успокоилась и сказала сама себе: «Так, Крюкова, тебе оказали честь, назначив на такую ответственную должность, так что давай, вперёд и с песней!». И я честно отработала в этом училище 3 года, а потом вернулась в родную школу и больше уже никуда не уходила. Когда мне исполнилось 65 лет я ушла с должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и стала заведовать школьным музеем».
Об учительстве и учителях
«Три основных качества, которыми должен обладать любой учитель независимо от времени, чтобы его уважали и любили ученики - это профессионализм, любовь к своей Родине и любовь к школе.
«С малой родины берёт большая Родина начало». Это не только слова, я так на самом деле думаю. Любовь всегда начинается с малого - сначала это улица, потом школа и так дальше.
Учителю надо так вести уроки, чтобы ученик не повторял за ним слово в слово, а, чтобы появилось желание самому взять книгу и прочитать всё то, о чём учитель не успел рассказать. Это приходит с опытом.
Учитель должен уметь не только учить других, но и сам учиться. И ещё вот раньше я думала - сначала надо научиться учить, а потом любить детей, а вот сейчас я считаю - в первую очередь надо уметь любить, а потом уже учить. Любить обучая. Или лучше так - учить любя.
Помню, приходишь утром в школу, первый урок, в классе тишина. Смотрю на класс - все сидят, один спит. Удивилась, чего, думаю, он спит, но будить не стала. Позже поняла - он из-за речки пришёл, может даже чаю не попил и в школу побежал. Вот это сопереживание осталось во мне навсегда. Наверное, этим я отличаюсь от многих учителей».
О просветительской работе
«Сейчас по большей части я занимаюсь просветительской работой. Руковожу музеем школы №1, занимаюсь с начинающими экскурсоводами. На своих занятиях учу ребят правильно говорить, публично выступать, потому что экскурсовод должен уметь хорошо читать и говорить. Ещё я учу их думать и рассуждать, мне всегда интересно услышать мнение ребят по разным вопросам».
О поисковой работе
«Ко мне часто приходят выпускники или их родственники. Они хотят побольше узнать о своих родных и близких, которые учились в нашей школе. Мы подробно разговариваем, а потом я начинаю собирать информацию, которая есть в нашем музее и в школе. Порой обращаюсь за помощью в городской архив. И всегда очень радуюсь, когда нужная информация находится.
Иногда, чтобы узнать о каком-то человеке, пишу письма его родственникам или одноклассникам и мне приходят ответы. Это очень интересные письма, из них много полезной информации можно почерпнуть. Таких писем у меня целая коробка. Я их все храню. Они все мне очень дороги. Когда не так много работы я люблю перечитывать эти письма. Люди пишут о себе, своей жизни. Хорошие и содержательные письма всегда приходят от бывших выпускников нашей школы. Самые интересные я даже размещаю в экспозициях нашего школьного музея».
Про воспитывающий урок
«Каждый урок учителя должен воспитывать. А для того, чтобы кого-то воспитывать - учитель сам должен быть воспитанным, постоянно учиться, совершенствовать себя и своё мастерство.
В качестве примера приведу урок на тему Великой Отечественной войны. К каждому уроку я серьёзно готовлюсь, поэтому, когда я говорю - то делаю это с глубоким пониманием того, о чём говорю. Сперва рассказываю ребятам о событиях той войны, привожу примеры, потом задаю вопрос: «А как бы вы поступили в той ситуации? Что надо сделать, чтобы этого больше никогда не было?». Как-то пришла группа школьников, рассказываю им про выпускников школы, которые добровольно ушли на фронт. Говорю, что эти ребята могли никуда и не ходить, а они пошли. Почему? Ребята говорят, мол, все пошли, и он пошёл. Нет, говорю, далеко не все ребята пошли. Ведь если бы они не пошли на фронт, так остались бы живы». Ребята задумываются - какой бы выбор сделали они в той ситуации. Я их заставляю примерять на себя истории выпускников военных лет, добровольно сражавшихся на фронтах войны. Ребят всегда надо ставить мысленно в непривычные для них условия, чтобы они могли поразмышлять и для себя что-то решить. И ещё после каждого урока они обязательно должны назвать мне имена всех людей, о которых я им рассказывала - для меня это важно. Чтоб хотя бы одно имя, но запомнили.
Я живу историей, судьбами тех людей, которые много сделали для нашей Родины. И думаю так, когда учитель по-настоящему живёт своим предметом - он сможет не только научить своих учеников, но и заразить их своей любознательностью».
Советы учителю будущего
«Раньше на селе всегда говорили: «Учитель - мы это слово всегда с поклоном земным произносим». И я очень сожалею, что вот этого поклона земного у многих нынешних учителей нет.
Иногда мне кажется, что сейчас учителя остались, наверно, только в лицеях и гимназиях, а ведь в эту профессию люди должны идти по призванию. Учитель - профессия особого характера и готовить учителей лучше всего со школьной скамьи. Обязательно надо помогать молодым учителям, когда они приходят в школу после института или училища.
Мне выпало счастье 40 лет работать с мастерами высшего класса. Все были хорошо воспитанными и высокообразованными. И я бы очень хотела, чтобы сегодняшние учителя развивались сами и подавали пример своим ученикам. Учитель обязательно сам должен быть примером для своих учеников - умным, грамотным, любознательным, постоянно совершенствовать себя, учиться вместе с детьми раз за разом открывать свой предмет и изучать все его грани. Быть другом для своих учеников, любить обучая или учить любя».
P.S.
За свою многолетнюю профессиональную и общественную работу Надежда Степановна Крюкова отмечена наградами различного уровня: она гордо носит звание Заслуженного учителя России и медаль «Патриот России», её имя занесено в Книгу Почета города Тобольска. Многим поколениям юных тоболяков она помогла определиться в жизни, открыла удивительный мир истории родного края и всем, кого встречала на жизненном пути подарила частицу своей души. Её путеводная звезда ярко сияет на небосклоне древней Сибирской столицы и готова, как и прежде, дарить свой свет всем без исключения.
Любовь ФАТТАХОВА,
тьютор ЦНППМПР г.Тобольск