Быть функционально грамотным

 

Педагоги МАОУ «Бизинская СОШ» Тобольского муниципального района завершают обучение по программе «Формирование функциональной грамотности школьников: методика обучения, специфика заданий» в формате методического абонемента (руководитель МАОУ «Бизинская СОШ» Н.С. Феденко).

Обучение охватывало период с января по ноябрь 2023 года. Занятия проводились в дистанционном и очном форматах с применением цифровых образовательных платформ.

Программа методического абонемента входит в Федеральный реестр программ ДПО (автор О. В. Маликова), рассчитана на 36 часов, предусматривает модульный формат освоения содержания:

Концептуальные основы формирования функциональной грамотности обучающихся. Входное тестирование.

Требования обновленных ФГОС НОО и ООО по формированию функциональной грамотности как метапредметного результата освоения основной образовательной программы.

Функциональная грамотность в контексте международных исследований. Понятие функциональной грамотности. Компоненты функциональной грамотности.

Основные подходы к формированию функциональной грамотности. Характеристика и формат заданий.

Методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа урока, ориентированного на формирование функциональной грамотности и достижение метапредметных результатов обучения.

Инструментарий по формированию функциональной грамотности.

Проектирование заданий и учебного занятия, ориентированного на формирование функциональной грамотности.

Итоговая аттестация.

Программу методического абонемента реализовали сотрудники Отделения НППМПР г. Тобольск, преподаватели вузов и дополнительных образовательных организаций: И. И. Черкасова, профессор ТПИ им. Д.И. Менделеева, филиала Тюм ГУ г. Тобольск, И.С. Южакова, заместитель директора онлайн-платформы CERM.RU, С.В. Полякова, начальник Отделения НППМПР г. Тобольск, О.В. Маликова, А.А. Струтинская, преподаватели ОНППМПР, Л.П. Фаттахова, тьютор ОНППМПР.

Важной частью курса являлась самостоятельная работа и практические задания. Участники методического абонемента рассмотрели теоретические вопросы повышения качества образования сквозь призму реализации обновленного ФГОС, достижения планируемых образовательных результатов и использования интерактивных учебных заданий в уроке.

Педагоги проанализировали собственные уроки, оценивая их на предмет применения методов активизации познавательной деятельности школьников и использования в уроке учебных задач. Познакомившись со структурой работы из банка заданий по формированию функциональной грамотности, составили собственные небольшие задания для применения в уроке. Итоговой работой стало проектирование урока с учетом требований к формированию функциональной грамотности. Педагоги получили информацию о широкой базе инструментов:

Федеральный институт оценки качества образования (раздел «Международные сопоставительные исследования»);

Институт стратегии развития образования Российской Академии образования (раздел «Мониторинг формирования функциональной грамотности»);

Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ; Образовательная онлайн-платформа «Центр развития молодежи» (ЦРМ) и другие.

В ноябре слушатели курса примут участие в итоговой аттестации и выполнении теста, который размещен на цифровой платформе ТОГИРРО.

 

Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск

 

ТОГИРРО