Уважаемые коллеги!
Ждем Ваших предложений по проекту Концепции развития образовательной робототехники в Тюменской области.
Каткова Ольга Анатольевна, зав. кафедрой естественно-математических дисциплин, к пед. н., доцент. E-mail: o_a_katkova@mail.ru
Срок подачи предложений до 24 сентября 2015
ПРОЕКТ
Концепция
развития образовательной робототехники в Тюменской области
«Сейчас наша задача - создать богатую и благополучную Россию... Ужесточается конкуренция за ресурсы: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект... Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров».
из послания Президента В.В. Путина
Федеральному Собранию РФ
12.12.2012 год
Современная экономика России требует широкого использования наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Все современные производственные и социальные процессы связанны с электронными технологиями. К таким технологиям относятся технологии наукоёмкого машиностроения, средства автоматизации на базе промышленной техники, роботизация производственной и социальной среды. Для перехода к таким технологиям необходима система подготовки кадров для инновационной экономики (от школьника, рабочего до дипломированного специалиста), на основе современных подходов и мотивации.
Усиливающаяся информатизация современного общества определила новые задачи в развитии инженерно-технического образования и творчества. Современным обществом востребованы специалисты, обладающие инженерным мышлением, способные объединить в практической деятельности технические и информационные знания.
Новые веяния времени определили, с одной стороны, необходимость формирования новых направлений работы в части инженерно-технической составляющей содержания образования, с другой стороны, обязательным условием эффективности деятельности стала интеграция (взамодополнение) ресурсов основного, дополнительного, профессионального образования.
Этой интеграции способствуют и внедряемые сегодня новые стандарты образования, сформулированные с акцентом на развитие творческого потенциала обучающихся, формирование широких учебных и социальных компетенций, выстраивание траектории собственного развития и самореализации личности.
В этой связи важным элементом и средством работы по формированию технического и инженерного мышления, профессионального самоопределения детей и молодежи, развитию их способностей является образовательная робототехника.
В соответствии с поставленными перед регионом задачами опережающего инновационного развития и с учётом целевых особенностей и содержания каждого типа образовательной деятельности следует выделить несколько ключевых направлений развития образовательной робототехники в Тюменской области:
1) технология преподавания общеобразовательных предметов, используемая в штатном режиме образовательных учреждений области как элемент учебно-практической работы обучающихся на лабораторных занятиях, в проектной работе, в наглядно-демонстрационных опытах педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений;
2) формат внеурочной деятельности, реализуемой в качестве элективных курсов второй половины учебного дня, кружковой работы, дополнительного образования, развивающего инженерно-техническое творчество детей и молодёжи, на базе учреждений общего и дополнительного образования;
3) модель профильной и предпрофессиональной подготовки обучающихся и студентов, ориентированная на раннюю профориентацию и ознакомление с основами прикладной (промышленной) робототехники на базе учреждений профессионального образования и технопарков.
В целях активизации внедрения в практику учреждений образовательной робототехники в 2014 году на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский педагогический колледж» создан Региональный ресурсный центр образовательной робототехники (далее - РРЦ).
Выбор базы для создания РРЦ обусловлен тем, что в колледже сконцентрированы необходимые кадровые, материально-технические, информационно-методические ресурсы, а именно:
- кадровые (педагоги и сотрудники колледжа прошли обучение по направлению «Образовательная робототехника», имеется опыт в разработке методических пособий, программ);
- материально-технические (линейка конструкторов LEGO, наборы ЛЕГО MINDSTORMS EV3, NXT, наборы на базе Arduino-плат, наборы ТРИК и др., при этом материально-техническая база постоянно совершенствуется и обновляется в соответствии с новыми требованиями);
- информационно-методические (изучен опыт работы, имеется соответствующая литература, в том числе пособия, разработанные сотрудниками колледжа, по образовательной робототехнике в 4-хчастях, рабочая тетрадь по разработке робототехнического проекта).
У РРЦ сформирован алгоритм взаимодействия с образовательными учреждениями области в части обучения и сопровождения педагогов, организации соревнований различных уровней и масштабов, работы непосредственно с детьми и молодёжью в учебное и внеучебное (каникулярное) время.
Наряду с педагогическим колледжем, ключевыми субъектами, реализующими в рамках своей компетенции и направлений развитие образовательной робототехники, являются:
- Государственное автономное образовательное учреждение Тюменской области «Информационно-образовательный центр» (ГАОУ ТО «РИО-Центр), учредителем которого является Департамент информатизации Тюменской области;
- Государственное автономное учреждение дополнительного образования Тюменской области «Дворец творчества и спорта «Пионер» (ГАОУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер»), учредителем которого является Департамент спорта и молодёжной политики Тюменской области.
Кроме того, значимый опыт и перспективные возможности развития робототехники имеют соответствующие структурные подразделения ВУЗов (Центр научного творчества и робототехники ТюмГУ), Центр прототипирования (Тюменский технопарк), школьные технопарки (МАОУ СОШ №№40, 41, 68, 88, лицей №81 города Тюмени, МАОУ Маслянская СОШ Сладковского района, МАОУ Казанская СОШ Казанского района).
Деятельность указанных организаций всё шире поддерживается производственными предприятиями соответствующего профиля и общественными организациями.
Увеличивается число конкурсных мероприятий по робототехнике всех уровней, в которых участвуют дети и молодёжь области (Всероссийская робототехническая олимпиада, Робофест, WorldSkills Russia и Junior Skills, Чемпионат на кубок Губернатора и др.).
Востребованность в реализации мероприятий по развитию образовательной робототехники постоянно возрастает, это требует координации и оптимизации всех направлений работы, что позволяющей избежать организационного дублирования и получить максимальный образовательный и социальный эффект.
Исходя из наработанного опыта, базы и сложившихся взаимосвязей наиболее целесообразным представляется наделение координационных функций РРЦ, который представляет собой структурный комплекс, способный обеспечивать координацию усилий различных субъектов взаимодействия и выстраивать систему работы, ориентированную на реализацию единых подходов к развитию робототехники в Тюменской области.
Цель и задачи
Основными целями деятельности РРЦ являются:
- координация мероприятий и взаимодействие с образовательными учреждениями по вышеназванным ключевым направлениям развития образовательной робототехники в Тюменской области,
- обобщение и распространение передового опыта и оказание методической помощи педагогам образовательных учреждений по образовательной робототехнике.
Задачи:
- формирование информационной среды, обеспечивающей повышение возможностей субъектов образовательного процесса в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения результатов;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников и оказание методической поддержки в вопросах нового содержания образования, овладения новыми формами урочной и внеурочной работы педагога с учащимися и воспитанниками в условиях внедрения образовательной робототехники;
- содействие реализации проектов по образовательной робототехники федерального, регионального значения, расширение категорий участников и повышение результативности участия в конкурсных мероприятиях всех уровней;
- создание условий для ранней профориентации школьников через взаимодействие (реализацию совместных проектов, образовательные экскурсии) с представителями реального сектора экономики и инженерно-техническое творчество детей и молодёжи.
Заинтересованными партнёрами в рамках сетевого взаимодействия по вопросам развития робототехники являются:
- образовательные учреждения дошкольного и общего образования Тюменской области и других регионов, в том числе негосударственные образовательные организации,
- учреждения среднего профессионального образования и высшего образования,
- учреждения дополнительного образования,
- общественные организации, внешние социальные партнеры,
- Центры молодежного инновационного творчества различной ведомственной принадлежности,
- промышленные предприятия, бизнес-структуры.
Решение поставленных задач с учётом возможностей сетевого взаимодействия обуславливает необходимость реализации следующих приоритетных функций РРЦ.
№
Функции
Краткое содержание
Партнеры РРЦ
1.
Повышение квалификации педагогов
1. Проведение курсов, семинаров, практикумов для педагогов:
2. Работа с муниципальными координаторами.
3. Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.
4. Ведение консультационного портала (в рамках непрерывного методического сопровождения)
МОУО,
ОУ, ОДО, организации СПО, ВО
Подготовка и переподготовка кадров
5. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования:
- Педагогика дополнительного образования в области технического творчества,
- Компьютерные сети,
- Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
и др.
ДОН ТО, ДСМП ТО, МОУО, предприятия
2.
Работа с обучающимися, студентами (ОУ, СПО, ВО)
1. Соревнования Всероссийской олимпиады роботов (WRO) на всех уровнях (муниципальный, зональный, региональный, всероссийский этапы).
2. «Кубок Губернатора», как отборочный этап для участия в региональном Чемпионате JuniorSkills.
3. Чемпионат JuniorSkills (региональный, всероссийский этапы) в компетенции «Мобильная робототехника».
4. Проведение учебно-тренировочных сборов, летней многопрофильной смены по робототехнике (включая выполнение работ для областного Чемпионата по робототехнике и программированию на Кубок Губернатора).
ДИ ТО,
ДТЗ ТО, МОУО, НГОУ, ОУ, ОДО, организации СПО, ВО
3.
Информационная работа
Новостная лента,
массовые мероприятия с родителями, общественностью,
совместные проекты с представителями промышленных предприятий, бизнес-структур.
ДИ ТО, ДОН ТО, ДСМП ТО, МОУО, организации СПО, ВО, общественные организации, предприятия
4.
Ведение персонифицированной базы (педагоги, дети)
Формирование списка и мониторинг результативности педагогов и детей, занимающихся робототехникой, в различных направлениях и форматах работы
ДСМП ТО
5.
Формирование и обновление технического стандарта оборудования
Создание минимума требований для реализации технологий образовательной робототехники с учётом выбранных направлений работы и имеющихся кадровых ресурсов.
ДОН ТО, ДИ ТО
Для продвижения робототехники в массовую образовательную деятельность РРЦ совместно с заинтересованными партнёрами необходимо обеспечить отработку и полномасштабную реализацию:
- алгоритм обучения и развития детей и молодёжи в контексте реализации технологий робототехники в образовательном процессе (урочная и внеурочная деятельность);
- механизм непрерывного консультационно-методического сопровождения педагогов, тренеров, методистов-тьюторов в очном, заочном, дистанционном форматах;
- алгоритм подготовки обучающихся, студентов к соревнованиям по робототехнике и олимпиадам различных уровней.
- поддержка информационной базы данных (школьников, студентов, педагогов, организаций) по реализации основных направлений развития роботехники;
- наполнение сайта ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж», сайта Российской Ассоциации Образовательной Робототехники в части информирования социума об основных направлениях и результатах деятельности.
Комплексное решение задач позволит получить следующие эффекты.
Социально-образовательные:
- формирование инженерно-технического мышления и расширение возможностей социализации обучающихся;
- организация профориентационной работы на новом, востребованном современной молодёжью уровне;
- расширение спектра мероприятий для детей и молодёжи в части робототехнического творчества.
Организационно-финансовые:
- интеграция усилий, средств, ресурсов педагогов, образовательных учреждений и их социальных партнеров через сетевое взаимодействие по развитию образовательной робототехники;
- внедрение в штатный режим опыта эффективной реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального, высшего образования;
- систематизация форм, приемов, методов работы учреждений различного типа, уровня и статуса, необходимых для успешной деятельности по всем направлениям развития робототехники.
Инновационные:
- реализация инновационных программ и проектов по робототехнике, в том числе межведомственного характера;
- внедрение в образовательный процесс (апробация) новых образовательных технологий обучения и воспитания.