С целью обсуждения актуальных проблем развития дошкольного образования 19 сентября 2024 года Тюменский областной государственный институт развития регионального образования организовал I Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные траектории развития дошкольного образования».
В работе конференции приняли участие Гребёнкина Н.В, к.п.н., заместитель начальника общего и дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области; Кузнецова М.И., д. пед. н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «Института стратегии развития образования» г. Москва; Слизкова Е.В., к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии детства ИПИ им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ), а также руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, муниципальных методических служб, методических объединений; преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, представители из 12 регионов РФ (Белгородской области, Москвы, Шадринска, Омска, ЯНАО, ХМАО и других городов России), а также из 26 территорий юга Тюменской области. Всего 155 человек в очном формате и 300 чел. дистанционно.
Основными задачами конференции явились: выявление основных направлений и условий реализации ФОП ДО, обсуждение траекторий обновления содержания дошкольного образования; распространение эффективных практик педагогического и управленческого опыта; содействие развитию профессиональной компетентности педагогов.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Соловьёва Вера Константиновна, к. пед. н., ректор ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», которая отметила, что Тюменский областной государственный институт развития регионального образования как центр производства и продвижения образовательных инновационных подходов и технологий оперативно реагирует на все современные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования. В настоящее время в области создаются условия:
- для реализации единого базового содержания образования детей дошкольного возраста, обеспеченное федеральной образовательной программой дошкольного образования;
- поиска альтернативных подходов к обновлению содержания;
- осознания педагогической общественностью принципов гуманизации образования, субъектности, индивидуализации.
Таким образом, в Тюменской области решается стратегическая задача создание условий для доступного и качественного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов.
В области накоплен эффективный опыт внедрения различных моделей, инновационных программ, технологий дошкольного образования.
- разработана и реализуется модель по организации преемственности дошкольного и начального образования;
- осуществляется сопровождение инновационных проектов воспитательной направленности (патриотическое, историческое просвещение и др.);
- инклюзивное образование и т.д.
Вера Константиновна поблагодарила стажировочные площадки ДОО Тюменской области за профессионализм, существенный вклад в повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования Тюменской области, сотрудничество с институтом.
В рамках конференции состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались следующие вопросы: актуальные направления государственной политики в сфере ДО и пути их реализации, перспективы развития дошкольного образования в Тюменской области, наставничество как метод эффективности научно-исследовательской деятельности студентов педвуза, механизмы эффективного внедрения ФОП ДО в образовательную практику дошкольных образовательных организаций; формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников и др.
Во второй части работы конференции была организована секционная работа по следующим направлениям:
1. Управление инновационными процессами в дошкольном образовании.
2. Ориентиры развития ребёнка в системе развивающей образовательной среды.
3. Образовательные технологии в системе дошкольного образования.
4. Организация партнёрского взаимодействия ДОО с семьёй.
Участники конференции отметили, что формат конференции эффективен, в полной мере обеспечивает удовлетворение актуальным потребностям педагогов.
Педагогами были отмечены следующие положительные моменты:
Участники конференции, заслушав и обсудив вопросы, связанные с реализацией ФОП ДО, с целью достижения современного качества дошкольного образования
РЕКОМЕНДУЮТ: Муниципальным органам управления образования и районным методическим службам, образовательным учреждениям юга Тюменской области обеспечить следующие условия:
1. Единое базовое содержание образования детей дошкольного возраста (в том числе младенческого и раннего), обеспеченное ФОП ДО и ФАОП ДО, направленное на разностороннее развитие и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
2. Единый подход в обозначении планируемых результатов освоения ФОП ДО и ФАОП ДО, учитывающий своеобразие психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
3. Содержание образовательной деятельности в ДОО, выбор технологий осуществляется с учетом специфики культуры достоинства детства, не дублируя задачи школы.
4. Вариативные компоненты образовательных программ ДОО реализуются за счет специфики контингента воспитанников, родителей, региональных и территориальных условий, и других особенностей.
5. Система психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего и дошкольного возрастов в условиях ДОО и семьи; специфическое содержание, инструментарий и условия оказания адресной психологической помощи воспитанникам.
Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования:
- продолжить реализацию программы ПК «Направления и условия реализации ФОП дошкольного образования» с включением практико-ориентированных модулей «Подходы к реализации рабочей программы воспитания ДОО»; «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» и др.;
- продолжать формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки на стажировочных площадках ДОО;
- обеспечить обмен опытом через систему формального и неформального образования (научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства и др.);
- с целью стабилизации качественных показателей необходимо выстраивать систему преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Елена Анатольевна Менчинская заведующий кафедрой ДИНОО ТОГИРРО, кпн