Центром непрерывного профессионального образования ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» 27 мая 2019 года на базе ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» прошли Единые методические дни (далее ЕМД) по теме: «Проектное управление в системе среднего профессионального образования Тюменской области (СПО ТО)».
Участники ЕМД являлись методисты, преподаватели Проектов «Кадрового резерва», «Кадры завтрашнего дня» молодых педагогических кадров ПОО ТО и Руководители Проектно-технологических групп (ПТГ) (всего участников 97 человек).
На ЕМД освещались вопросы проектного управления в системе СПО ТО:
- «Проектное управление и управление проектами: современные подходы» докладчик Милованова Н.Г., проректор ТОГИРРО;
- «Сопровождение проектов, реализуемых в системе СПО ТО» докладчик Иванычева Т.А., к.с.н., начальник ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО.
С целью знакомства с опытом реализации проектов СПО ТО была организована стендовая выставка «Проектный калейдоскоп СПО - вектор развития Тюменской области», реализуемых каждой ПОО ТО, которая вызвала живой интерес. Проекты представлялись молодыми педагогами при наставничестве методистов. После выставки проведена рефлексия и выявлены особенности реализации проектов в ПОО Тюменской области.
В ходе проведения ЕМД педагоги ознакомились с опытом реализации проектов в ПОО ТО заслушав выступления представителей кадрового резерва, входящих в состав группы, о механизмах реализации проектного управления в ПОО:
- «Школьные лесничества 2019-2020, Селифанова Л А. (ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум»);
- «Вселенная Менделеева», Иванкова А.В. (ГАПОУ ТО «Ишимский медицинский колледж»);
- «Образовательный кластер ПРИИШИМЬЯ», Ибраева Э.К. (ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»);
- «Профессиональные пробы, моделирующие элементы деятельности по профессиям железнодорожного и автомобильного транспорта «ПРОдвижение по субботам» Федякова Е.Г. (ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»);
- «Внедрение настольных игр, как вида внеучебной занятости студентов» Сватов А.Ю. (ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»);
- «Профессиональный калейдоскоп» Леонтьева Р.Н. (ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. Володи Солдатова»);
- «Бизнес-идея с нуля» в рамках реализации инвариантного курса «РАСШИРЯЕМ ГОРИЗОНТЫ. profilUM» Акатьева А.Н. (ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»).
- «Кузовной ремонт: идея, развитие, результат» Борзенко Н.Ф. (ГАПОУ ТО «ТКТТС»);
- «Развитие центра робототехники и протопирования» Посохова М.А. (ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»);
- «#Life4you#Жизнь для тебя» Кулишов Д. В. , Комлякова О.Н. (ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»);
- «Онлайн-игра «ФинРинг» Трусенкова Е. А. ( ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»);
- «Я-наставник. Проект «Система профилактики правонарушений и преступлений» Крахмалева Т.Д. (ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум»);
- «Профориентационный проект региональный слет агрошкольников «Юный фермер-2019» Губин Е.В. (ГАПОУ ТО «АТК»);
- «Центр диагностики профессиональных компетенций на базе предприятия ООО «Тюменские молочные фермы ГК «ДАМАТЕ» «StartПРОФИ» Баканова Т.А. , Ширшов И.В. (ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж);
- «Проведение демонстрационного экзамена по компетенции «Хлебопечение» в 2019 году» Семенихина М.Н. (ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»);
- «Проект Школа сервиса «ПроFFи» Мелехова Юлия Алексеевна, преподаватель (ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»);
- «Проект Центр дополнительного образования «ИнтерАрт» Майбах А. Я. (ГАПОУ ТО «ТТСИ и ГХ»);
- «Внедрение новых форм и методов физкультурно-спортивной работы в инклюзивном образовании в ПОО» Шатохин А.Г., Гарбар М.М. (ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»);
- «Зеленый город» Береснева М.В. (ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум»);
- «Модернизация пространства для подготовки востребованного специалиста» Важенина О.А. (ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» г. Ялуторовск);
- «Проект ПОКОЛЕНИЕ ЭКО-экология» Бражина А.А. (ГАПОУ ТО «Ишимский медицинский колледж»).
Во второй половине ЕМД педагоги, работая в группах активно принимали участие в мозговом штурме по актуальным вопросам, ответы на которые помогут эффективно выстроить процесс проектного управления в организации и подключить к этой деятельности всех членов педагогического коллектива и управленческой команды.
Активное обсуждение проходило по направлениям, представленных в таблицах ниже:
Таблица 1. - Ключевые ожидания от проектов, которые реализуют ПОО?
(результат работы групп)
Студент
Работодатель
Преподаватель
Мотивация получения новых компетенций
Формирование кадрового резерва по рабочим профессиям/специальностям
Саморазвитие и мотивация
Сближение интересов ПОО и студентов
Социальное партнерство
Формирование мотивации обучающихся
Развитие потенциала приобретение знаний, умений, трудового опыта, на территории работодателя
Конкурентоспособность выпускников
Возможности для реализации творческих идей
Формирование, закрепление и рост ОК и ПК
Возможность выбора кадров, социальное партнерство
Повышение качества преподавания
Самоорганизация
Привнесение новых идей в производство
Возможность самопрезентации
Решение производственных вопросов с минимальными финансовыми затратами
Собственное развитие
Умение работать в команде
Реализация своих потребностей в кадрах, в обучении и т.д.
Удовлетворение профессиональных потребностей
Налаживание деловых контактов
Сближение позиций практики с теорией (ПОО)
Развитие компетенций педагога
Повышение категории
Реализация собственных идей возможностей и талантов
Получение качественной продукции
Реализация профстандарта
Развитие МТБ
Повышенная заработная плата
Современный интересный преподаватель
Административная поддержка
Активизация мыслительной деятельности
Готовых под рынок, под производство специалистов
Более конкретных обязанностей (разграничение их)
Конкурентоспособность на рынке труда
Творческих, креативных коммуникативных разностороннего специалиста
Прозрачности
конечного результата и иерархии проектов
Востребованная профессия в т.ч. трудоустройство, зарплата
Сотрудничество и привлечение к учебно-воспитательному процессу
Развитие управленческих качеств
Создание продукта и презентация
Престиж для учреждения
Командная работа
После обсуждения участники перешли к следующему этапу работы, заключавшемуся в анализе и ранжировании профессиональных компетенций педагога (российская и международная классификация компетенций). При обсуждении были определены ключевые компетенции необходимые при реализации проектной деятельности. Участники ЕМД обсудили и сформулировали основные качества и навыки, которыми должен обладать каждый член проектной команды. Для студента были выделены такие качества, как стремление, амбициозность, исследование, лидирование, настойчивость, конкурентоспособность. Преподаватель для работы в проекте должен быть, прежде всего, высококвалифицированным специалистом, а, также, ответственным, аккуратным, позитивным, нацеленным на личностный профессиональный рост и умеющим реализовать свой творческий потенциал. Работодатель, в свою очередь, для успешной реализации проектов должен быть ответственным и организованным, надежным и ответственным, использующим различные актуальные инновации и чётко видящим траекторию развития своего предприятия. Более подробно представлено в Приложении 1. Именно такая команда, по мнению участников ЕМД, способна успешно реализовать проект любой сложности и направленности.
В результате деятельности групп был сформирован план работы ПОО с учётом фактора обязательной командной работы (Приложение 1.). В рамках данного плана были рассмотрены возможности, которые открывает проектное управление в ПОО, это повышение рейтинга ПОО, грамотная организация деятельности ПОО, повышение профессионализма работников и возможностей для их самореализации, вероятность реализации различных грантов. Для региона проектное управление может быть полезно привлечением инвестиций, развитием отраслей и всей региональной экономики и, как следствие, повышением рейтингов самого региона.
Однако, слушатели также указали некоторые проблемы, которые еще предстоит решить. Среди них можно назвать дефицит ресурсов, слабая мотивация предполагаемых участников и нехватка времени. Для решения возникающих проблем участники ЕМД предложили такие управленческие решения, как организацию обучения и курсов повышения квалификации, расширение спектра материального и нематериального стимулирования для качественного решения кадрового вопроса; использование внебюджетного финансирования и привлечение спонсоров для дополнительного финансирования освоение технологии тайм-менеджмента для продуктивного планирования собственной деятельности, приглашение представителей работодателей.
В формате рефлексии проведенного мероприятия участники ЕМД отметили, что сегодня нового узнали: практики других ПОО, алгоритм создания проектов, особенности реализации проектов, подходы в работе с рисками проектного управления, управление проектами - как многоуровневая работа, международные качества и навыки, особенности управления проектами на уровне ПОО и каждого преподавателя, механизмы и инструменты проектной деятельности. Планируют применять на практике: разные формы и методы организации проектной работы с обучающимися, развивать проектную деятельность, учиться управлять проектной деятельностью, привлекая педагогический коллектив, форму проведения ЕМД в своей практической деятельности.
В своих отзывах участники ЕМД отметили, что получили ценный обмен опытом по разработке и реализации проектов в ПОО ТО и осуществления проектного управления. По результатам работы участниками были высказаны слова благодарности и надежда на дальнейшее сотрудничество с целью более эффективной реализации проектного управления в ПОО ТО.
Приложение 1
Преимущества реализации проектного управления в ПОО, трудности возникают в процессе проектного управления и управленческие решения
Преимущества проектного управления
в ПОО
Преимущества проектного управления для
региона
Какие трудности возникают в процессе проектного управления
Пути управленческих решений
(мини-программа управленческих действий)
Дополнительные источники финансирования
Инвестиции
Неправильная постановка цели
Мотивация на проектную деятельности через систему мероприятий в ПОО
Грамотное распределение финансов
Устойчивое развитие
Смена кадров
Анализ и оценка ресурсов
Сетевое взаимодействие
Дополнительное финансирование
Низкая мотивация
Прогнозирование рисков, моделирование.
Статус профессионального образования
Инертность кадров
Создание модели управления проектом
Престиж ПОО
Развитие экономически-социальной сферы
Недостаток информации
Оптимальное распределение ролей / ресурсов
Развитие ПОО
Рост профессионального образования
Минимум финансового обеспечения
Коммуникация между участниками
Привлечение абитуриентов
Рост экономики и производственных ресурсов
Сопротивление новому
Корректирующая программа мероприятий проекта
Рост кадрового потенциала
Финансирование субъекта
Отсутствие мотивации
Пропаганда в СМИ
Подготовка конкурентного специалиста
Рост кадрового рабочего потенциала
Конкуренция
Поиск спонсоров Привлечение партнеров
Развитие организации
Выполнение целевых показателей
Несогласованность в работе
Обучение коллектива. Командообразование. Работа с кадрами
Формирование команды
Инвестиционные идеи в проектах
Образовательная среда (оснащение)
Внедрение современных педагогических технологий
Целеполагание на
результат
Снижение безработицы
Отсутствие мотивации у студентов и преподавателей
Консолидация власти и бизнеса
Четкость в работе
Привлечение человеческих ресурсов в регион
высококвалифицированных специалистов
Грантовая деятельность
Информацию подготовил Татьяна Алексеевна Иванычева, доцент, начальник отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО», к.с.н.
8 (3452) 59-83-85; 8-912-929-04-39. ivanicheva_ta@mail.ru