По итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства»

14 декабря 2017 года на базе ТОГИРРО прошла Межрегиональная научно-практическая конференция: «Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства».

В конференции приняли участие: руководители образовательных организаций, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и вузов. Всего более 100 человек из  26 муниципальных образований Тюменской области.

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Направления работы конференции:

  • Интеграция через экологизацию предметов естественно-математического цикла.
  • Проблемы интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с учетом социокультурной и социопроизводственной инфраструктуры территорий.
  • Проблемы преемственности в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям.
  • Развитие политехнического образования в современной школе: IT- обучение, образовательная робототехника.
  • Формирование математической культуры (от детского сада до вуза)
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;
  • Профориентационная работа в образовательных организациях. Классы корпоративного сотрудничества. Преемственность профильного обучения и предпрофильной подготовки: новый взгляд.
  • Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
  • Развитие физического образования. Актуальные проблемы развития астрономического образования.
  • Развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.
  • Сетевое взаимодействие педагогов в рамках региональных ассоциаций учителей-предметников.

Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, интеграцию через экологизацию предметов естественно-математического цикла, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации;  вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области», проблемы и перспективы регионального шахматного образования.

На пленарном заседании участники конференции поделились следующим опытом работы и организации деятельности в современных условиях:

  • Приоритеты государственной политики в выявлении и поддержке талантливых детей и молодежи
  • Влияние на образование контакта ребенка с информацией.
  • Геоэкологические задачи и упражнения на уроках географии.
  • Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическому профилю в рамках проекта «Агропоколение»
  • Опыт трансформации урочной учебной деятельности и сопровождения одаренных детей на базе МАОУ СОШ №8 г. Ишима.
  • Реализация проектов естественнонаучной направленности в дополнительном образовании
  • Ресурсы внеурочной деятельности в экологическом образовании и воспитании
  • Интеграция предметов естественного и гуманитарного цикла: система работы и результаты
  • Экологизация предметов естественно-математического цикла через проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Программа «Школа-вуз-предприятие», (корпоративный класс ООО «РОСНЕФТЬ»)

По итогам работы пленарного заседания были выдвинуты следующие предложения:

  • распространить практику сетевого взаимодействия для реализации инновационных проектов
  • предусмотреть проведение обучающих семинаров «Экологизация образования через интеграцию предметов естественно-математического цикла» кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Работа диалоговой площадки 1. «Формирование математической культуры: от детского сада до ВУЗА»

В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, воспитатели дошкольных организаций, а также преподаватели ТОГИРРО.

В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:

  • Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством социо-игровой технологии.
  • Исследовательская деятельность во внеурочной работе по математике, на примере практического применения полученных знаний в нефтяной и газовой промышленности.
  • Осуществление интеграции МХК с предметами естественно-математического цикла.
  • Основные направления развития математического образования в Тюменской области с учетом формирования регионального компонента.

А также, по итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

1. Распространить эффективные практики:

  • развития познавательного интереса учащихся, упорства и трудолюбия в достижении образовательной цели;
  • организации исследовательской деятельности учащихся с применением математических методов в политехнической сфере;
  • интеграции предметов естественно-математического и социально-гуманитарного циклов в региональном направлении трансформации урока на интеграционной основе.

2. Обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла и экологической сфере, в том числе в рамках ассоциации учителей математики.

3. Актуализировать вопрос о выявлении, социализации и психолого-педагогическом сопровождении одаренных учащихся по предмету, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечения им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и интеллектуальных конкурсов всех уровней.

Работа диалоговой площадки 2. «Экологизация образования через интеграцию предметов и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся»

В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя математики, географии, физики, информатики, биологии, обществознания, русского языка и литературы, директора школ, руководители методических объединений, воспитатели дошкольных организаций, а также преподаватели ВУЗов и ТОГИРРО.

Участники конференции поделились опытом формирования экологической культуры у школьников через интеграцию предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, рассказали о роли детских экологических игр в формировании ответственного отношения к природе, а также рассмотрели и обсудили особенности экологизации образования посредством интеграции предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

- распространить эффективные практики: экологизации содержания образования посредством интеграции предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов; создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать  деятельность школьных технопарков;

- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности трансформации урока через интеграцию предметов естественно-математического цикла; обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественно-математического цикла; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественно-математического цикла;

- совершенствовать работу по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах, в т.ч. с использованием возможностей ГлобалЛаб и геоинформационных технологий; а также сетевое взаимодействие при реализации профильного и предпрофильного обучения в классах корпоративного сотрудничества;

- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;

- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей.

Работа диалоговой площадки 3. «Профориентационная работа в образовательных организациях. сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную подготовку по агротехнологическому профилю в рамках проекта «Агропоколение»

В работе диалоговой площадки приняли участие: представители профессиональных образовательных организаций, ответственные за реализацию профориентационного направления, представители школ, ответственные за реализацию программы воспитания и социализации; учителя предметов естественнонаучного цикла, заместители директоров школ, а также преподаватели ТОГИРРО.

Участники конференции поделились опытом по реализации проекта «Агропоколение», в том числе на базе школьных технопарков, в системе дополнительного образования и с помощью сетевого взаимодействия.

По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;

- расширять сетевое взаимодействие образовательных организаций с предприятиями агропромышленного комплекса по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля;

- развить сетевое партнерство учреждений общего, среднего профессионального и дополнительного образования;

- обобщить опыт деятельности по реализации агротехнологического направления.

Работа диалоговой площадки 4: «Шахматное образование: практики, проблемы, перспективы»

В работе диалоговой площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя, педагоги-тренеры, специалисты департамента образования.

В рамках диалоговой площадки обсуждались вопросы:

  • Шахматы как инструмент интеллектуального и творческого развития личности ребенка;
  • Шахматная стратегия областного шахматного центра А. Е. Карпова.
  • Интернет-ресурсы в практике обучения школьника игре в шахматы
  • Ресурс шахматного образования в воспитании дошкольников;
  • Развитие шахматного образования через внеклассное мероприятие
  • Шахматы как средство интеллектуального развития ребенка;
  • Организация шахматного турнира в условиях школы
  • Развитие шахматного образования в образовательном учреждении

Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание условий развития шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области, которые будут содействовать развитию интеллекта, логического мышления и когнитивных способностей детей; расширять сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, привлекать социальных партнеров, распространять опыт работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях; ввести во внеурочную деятельность занятия «Шахматные дебюты»   в начальной школе.

 

 

ТОГИРРО