14 декабря 2017 года на базе ТОГИРРО прошла Межрегиональная научно-практическая конференция: «Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства».
В конференции приняли участие: руководители образовательных организаций, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и вузов. Всего более 100 человек из 26 муниципальных образований Тюменской области.
Направления работы конференции:
Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, интеграцию через экологизацию предметов естественно-математического цикла, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации; вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области», проблемы и перспективы регионального шахматного образования.
На пленарном заседании участники конференции поделились следующим опытом работы и организации деятельности в современных условиях:
По итогам работы пленарного заседания были выдвинуты следующие предложения:
Работа диалоговой площадки 1. «Формирование математической культуры: от детского сада до ВУЗА»
В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, воспитатели дошкольных организаций, а также преподаватели ТОГИРРО.
В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:
А также, по итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:
1. Распространить эффективные практики:
2. Обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла и экологической сфере, в том числе в рамках ассоциации учителей математики.
3. Актуализировать вопрос о выявлении, социализации и психолого-педагогическом сопровождении одаренных учащихся по предмету, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечения им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и интеллектуальных конкурсов всех уровней.
Работа диалоговой площадки 2. «Экологизация образования через интеграцию предметов и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся»
В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя математики, географии, физики, информатики, биологии, обществознания, русского языка и литературы, директора школ, руководители методических объединений, воспитатели дошкольных организаций, а также преподаватели ВУЗов и ТОГИРРО.
Участники конференции поделились опытом формирования экологической культуры у школьников через интеграцию предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, рассказали о роли детских экологических игр в формировании ответственного отношения к природе, а также рассмотрели и обсудили особенности экологизации образования посредством интеграции предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:
- распространить эффективные практики: экологизации содержания образования посредством интеграции предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов; создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать деятельность школьных технопарков;
- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности трансформации урока через интеграцию предметов естественно-математического цикла; обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественно-математического цикла; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественно-математического цикла;
- совершенствовать работу по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах, в т.ч. с использованием возможностей ГлобалЛаб и геоинформационных технологий; а также сетевое взаимодействие при реализации профильного и предпрофильного обучения в классах корпоративного сотрудничества;
- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;
- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей.
Работа диалоговой площадки 3. «Профориентационная работа в образовательных организациях. сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную подготовку по агротехнологическому профилю в рамках проекта «Агропоколение»
В работе диалоговой площадки приняли участие: представители профессиональных образовательных организаций, ответственные за реализацию профориентационного направления, представители школ, ответственные за реализацию программы воспитания и социализации; учителя предметов естественнонаучного цикла, заместители директоров школ, а также преподаватели ТОГИРРО.
Участники конференции поделились опытом по реализации проекта «Агропоколение», в том числе на базе школьных технопарков, в системе дополнительного образования и с помощью сетевого взаимодействия.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:
- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;
- расширять сетевое взаимодействие образовательных организаций с предприятиями агропромышленного комплекса по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля;
- развить сетевое партнерство учреждений общего, среднего профессионального и дополнительного образования;
- обобщить опыт деятельности по реализации агротехнологического направления.
Работа диалоговой площадки 4: «Шахматное образование: практики, проблемы, перспективы»
В работе диалоговой площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя, педагоги-тренеры, специалисты департамента образования.
В рамках диалоговой площадки обсуждались вопросы:
Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание условий развития шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области, которые будут содействовать развитию интеллекта, логического мышления и когнитивных способностей детей; расширять сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, привлекать социальных партнеров, распространять опыт работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях; ввести во внеурочную деятельность занятия «Шахматные дебюты» в начальной школе.