13 сентября 2016 года в Чебоксарах состоялся Всероссийский съезд сельских учителей «Учитель сельской школы в векторе развития России». Организаторами Съезда выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Общероссийская общественная
организация «Всероссийское педагогическое собрание». В столицу Чувашской республики приехали около 500 педагогов со всей России. Для эффективной работы было организовано пять дискуссионных площадок: «Сельская школа - центр социокультурной жизни села. Какой она должна быть?», «Условия жизни сельского учителя: чья это забота?», «Каким должен быть современный сельский учитель?», «Сельская школа и Российское движение школьников: особенности и перспективы взаимодействия», «Общественно-полезный труд школьников на селе: современные модели взаимодействия с работодателями».
Тюменскую область представляли Андреева Е.И., заместитель директора по УВР МАОУ Нижнетавдинской СОШ Нижнетавдинского района, Жидкова Н.Ф., педагог МАОУ Тоболовской СОШ Ишимского района и Ершова Л.А., директор МАОУ Ярковской СОШ Ярковского района, члены регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.
Участники съезда дали высокую оценку политике и решениям Президента Российской Федерации В.В. Путина, его твёрдой позиции в вопросах повышения оплаты труда учителя. Для этого в стране был реализован широкомасштабный проект модернизации региональных систем общего образования. Делегаты съезда особо отметили последовательную работу ВПП «Единая Россия» по его выполнению и финансированию.
Делегаты съезда отметили, что информационные и технические возможности современного общества нивелировали прежние инфраструктурные различия между сельской и городской школами, открыв широкие возможности развития сельских школ, в частности, на базе новых компьютерных технологий. Это ставит перспективные задачи перед учителями сельских школ.
Министр образования и науки России Ольга Васильева выступила с большим докладом, где обозначила ключевые задачи, которые стоят перед ее ведомством. Причем не только относительно сельского, но и образования в целом. Ольга Васильева подчеркнула, что намерена вплотную заняться начальной школой. Сейчас в России около 400 учебников для 1-4 классов. Это недопустимо, считает министр.
Как отметила Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, в сельской местности востребованы учителя дополнительного образования, физкультуры, дошкольного образования, психологи и логопеды. Также присутствует необходимость в педагогах предпрофессиональных программ. Особенно не хватает педагогов, которые могли бы вести сразу несколько дисциплин, а малокомплектных школах регионов с тяжелыми климатическими условиями.
Коснулись эксперты вопроса и квалификации сельских педагогов. По мнению специалистов, сельские учителя нуждаются во всеобщем повышении квалификации и переподготовке, так как сегодня такие курсы чаще всего проводятся чисто формально.
Своими впечатлениями поделилась Андреева Елена Ивановна, заместитель директора по УВР МАОУ Нежнетавдинской СОШ Нижнетавдинского района:
Участие в Третьем съезде учителей сельских школ являлось для меня значимым. Прежде всего, тем, что были озвучены действительно проблемные вопросы, с которыми сталкиваются сельские учителя, так как существуют такие проблемы, о которых городские педагоги даже не представляют. Радует, что в последнее время обращено серьёзное внимание на проблемы сельских школ. Интересно, так же, было услышать, какие успешные практики складываются в других сельских школах, пообщаться, найти единомышленников и поделиться своим опытом.
Думаю, событие такого масштаба должно быть интересно не только сельскому учителю, но и городскому, так как речь велась еще и о поддержании социального статуса педагога в целом, и о проблемных вопросах, которые необходимо решать для успешного развития всей системы образования.
Жидкова Надежда Федоровна, директор МАОУ Тоболовская СОШ отметила: «Третий Всероссийский съезд учителей носил большую практическую значимость для педагогов. «Каждый присутствующий почувствовал себя в векторе развития системы образования в России.
В ходе пленарного заседания и на дискуссионных площадках говорили о проблемах, которые сегодня существуют в школе и требуют решения, о тех позитивных вещах, которые есть, - то есть о жизни школы в сельской местности».
Из отзыва Ершовой Людмилы Анатольевны, директора МАОУ Ярковской СОШ Ярковского района:
«Участие в работе съезда стало важным и радостным событием. В первую очередь рассматривала это как возможность услышать ответы на актуальные вопросы из жизни сельской школы: модернизация школы, статус сельского учителя, регламент отношений с родителями, уменьшение отчетности, система стимулирования оплаты труда и т.д. из «первых рук», а также из обмена опытом работы с коллегами. Выражение «у сельских школ особая миссия» не раз звучала в докладе министра образования Васильевой О.Ю. и поддерживалась залом - все понимают, что школа в селе - это социокультурный центр.
На дискуссионных площадках, в ходе «живого общения» были освещены наиболее важные проблемы: преподавание второго иностранного языка, инклюзивное обучение, недостаток квалифицированных кадров, переизбыток отчетности и др. Были предложены пути их решения из собственного опыта работы, которые можно брать на вооружение для создания условий обеспечения равных возможностей для всех участников образовательного процесса.
Некоторые вопросы и предложения Ольга Юрьевна осветила сразу в конце пленарного заседания, остальные были рассмотрены и большинство внесено в резолюцию съезда».