Отчет по областной стажёрской площадке для учителей русского языка и литературы Тобольского, Уватского и Вагайского районов на базе МБОУ «Прииртышская СОШ» (6 февраля 2014 года)

Тема: «Технологии, методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время как условие достижения метапредметных результатов».

Форма проведения: семинар-практикум с применением технологии модерации.              

Проблема: несоответствие уровня профессиональной педагогической компетентности учителей современным требованиям.

Актуальность: повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ООО.

Цели:

  • реализация практической части программы повышения квалификации работников системы образования Тюменской области;
  • системное распространение педагогического опыта учителей МБОУ «Прииртышская СОШ»;
  • повышение квалификации работников образования Тюменской области на основе компетентностно-деятельностного подхода.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной, информационной и коммуникативной компетентности учителей русского языка и литературы

Ценность семинара-практикума заключались в деятельностном подходе, получении актуальных знаний о формировании метапредметных результатов, развитии коммуникативной компетентности педагогов.

Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличались от традиционных, позволили повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития профессиональной компетентности.

Ход

1.Введение в тему семинара-практикума. С участниками Площадки были организованы упражнения-тренинги на приветствие, знакомство, взаимодействие в группе.

2.Семинар-практикум с применением технологии модерации.

Интригой при введении в тему семинара послужила притча о Ходже Насреддине, суть которой заключена в интерактивном обучении.

В ходе беседы о ФГОС ООО, о результатах, предъявляемых им, педагоги сделали вывод: в отличие от Стандартов первого поколения, ориентированных на усвоение прочных знаний, умений и навыков, целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Посмотрели мультипликационный фильм «Kiwi», интерпретировали его с образовательных позиций.

Согласились с тем, что если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания.

Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы работаем все лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Современная реальность такова: только одного педагогического опыта прошлых лет недостаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра, поэтому технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества.

Далее учителя самостоятельно сформулировали тему семинара-практикума, совместно с модератором Мадьяровой И.Г., заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Прииртышская СОШ», определили ключевые вопросы по интерактивной методике «Инфо-угадай-ка»

В ходе семинара освоили и интерактивный метод «Ажурная пила»: в сменных - «экспертных» группах изучили особенности технологии развития критического мышления на основе чтения и письма, проектной технологии, технологии обучения в сотрудничестве, методики проведения бинарного урока, интегративной технологии обучения на метапредметной основе.

После изучения теоретического материала в сменной - «экспертной» группе, участники возвратились в «основную», для обучения коллег.                                   

3. Сценирование уроков русского языка и литературы по ФГОС ООО, 5 класс.                         

4. Презентация и защита проектов уроков.

5. Посещение учебных занятий и мастер-классов по внеурочной деятельности. С целью развития у педагогов способности к оценочным действиям организовано посещение уроков.

По результатам уроков и мастер-классов учителями МБОУ «Прииртышская СОШ» даны самоанализы занятий, проведены брифинги.

В ходе проведения Площадки среди педагогов проведен конкурс «3D-участник» на выявление самого активного в работе семинара-практикума, в группе, мастер-классе. Победителем стала учитель русского языка и литературы МАОУ «Малозоркальцевская СОШ» Черкашина Ольга Васильевна. Она награждена грамотой и символическим подарком от школы.

Все участники получили на память папки с методическими материалами для использования в своей педагогической деятельности.

6.  Итоги Площадки. Рефлексия дня.

По окончании работы стажерской площадки педагоги высказали в адрес организаторов благодарность и теплые слова-пожелания всему коллективу школы, оценили деятельность по методике «Рефлексивная мишень» с четырех позиций по 5-балльной шкале:

Содержание

Форма и методы

Деятельность группы

Деятельность участников

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

16

0

0

14

1

1

12

4

0

7

6

3

100%

0%

0%

87,5%

6,25%

6,25%

75%

25%

0%

43,75%

37,5%

18,75%

 

Из 19 присутствующих участников в рефлексивном упражнении приняли участие 17 педагогов, 1 из них выполнил задание неверно, т.к. не понял его.

ТОГИРРО