О перестройке структуры и содержания школьного исторического образования педагогам Тюменской области рассказал автор школьных учебников

Особенности  перехода на линейную систему преподавания истории России, содержание новых учебников по истории и другие актуальные вопросы руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», автор новых учебников по отечественной истории Александр Данилов обсудил  с учителями истории Тюменской области на авторском семинаре «Концепция нового УМК по отечественной истории как основа  перестройки структуры и содержания школьного исторического образования», который прошел 19 апреля на базе МАОУ СОШ № 94 г. Тюмени. В семинаре приняли участие 145 педагогов юга Тюменской области. 

Новые учебники по отечественной истории издательства «Просвещение» являются преемниками прежней линейки под редакцией Данилова - Косулиной, при этом дают возможность преподавать историю России в соответствии с современными требованиями и подходами. По оценке Российского исторического общества именно «Просвещение» смогло обеспечить свои учебники полным шлейфом сопутствующих материалов, перечисленных в Историко-культурном стандарте. В учебно-методический комплект (УМК) по отечественной истории входят почти 40 наименований дополнительных пособий, в том числе рассказы по истории, атласы и контурные карты, которые помогают ученикам в образном восприятии истории через конкретных людей или события.

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива УМК, разработанного в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, Александр Данилов рассказал на встрече о том, как новые требования к школьному курсу истории России реализуются в учебниках издательства «Просвещение», какие возможности изучения и преподавания открывает новый УМК, а также рассказал о первых отзывах учителей о работе по новым учебникам.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Новые учебники по истории в большой степени являются учебниками-навигаторами. Они ориентируют школьников на поиск информации, а также являются средством развития познавательной деятельности и ресурсом для личностного становления. В учебнике есть общее поле, которое дает авторскую линию, и при этом в нем приводятся разные подходы, разные оценки, которые дети должны знать. 

Предложенная в учебниках система заданий позволит сформировать у школьников все необходимые виды компетенций - предметные, метапредметные и личностные. «Мы предложили многоуровневые задания разных видов: поисковые, творческие, проектные, для работы с историко-краеведческими материалами, предусматривающие участие в дискуссиях», - поясняет Александр Данилов. 

Особое внимание в учебниках уделяется отражению вопросов истории Сибири. В частности, в них рассказывается о многовековом сосуществовании и взаимодействии славянской и тюркской цивилизаций, формировании системы культурных и политических контактов русского народа и народов Сибири, истории вхождения Сибири в состав Российского государства, освоении Сибири, строительстве первых городов. Школьники узнают также об особенностях культурных и исторических традиций народов Сибири, о развитии территорий и народов Сибири в XX - начале XXI вв. и многом другом.

ТОГИРРО