25.02.16 г. - 27.02.16 г. года на базе Центра непрерывного профессионального образования ТОГИРРО (совместно с кафедрой педагогики и психологии) проходил ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ в системе ФГОС.
Практико-ориентированные семинарские занятия разработала и провела Головинская Елена Юрьевна, автор учебников для учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) и пособий для организации работ в инклюзивных классах (начальная школа), руководитель центра «Современные образовательные технологии», руководитель РООИ поддержки родителей детей-инвалидов «Интеллект» (г. Самара).
Тематика семинарских занятий, достаточно разнообразная и интересная, предусматривала работу по нескольким направлениям:
1. 25 февраля 2016 года
Семинар «Создание инклюзивного образовательного пространства при обучении по ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Слушателями семинара стали руководители и заместители руководителей ОО, педагоги - руководители МО начальных классов, методисты ММС. В программе рассматривались следующие вопросы:
- Как создать внутришкольную систему повышения квалификации. Формирование инклюзивной культуры, мотивационно-ценностного компонента инклюзивной компетенции педагогов как базовое условие готовности работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
- Как учителю начальных классов работать на уроке с учениками с разными образовательными потребностями, чтобы не оказались обделёнными вниманием ни школьники с нормативным развитием, ни ученики с ОВЗ и инвалидностью: методическое и дидактическое обеспечение инклюзивного образования. УМК для обучающихся по АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в разных организационных формах (инклюзивное образование совместно с другими обучающимися; в отдельных классах, группах; в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; осуществляющих обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляющих лечение, оздоровление, отдых, социальное обслуживание).
Материалы семинара (25.02.16) «Создание инклюзивного образовательного пространства при обучении по ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
2. 26 февраля 2016 года
Семинар «Обеспечение профессионального самоопределения и обучения лиц с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и профессиональными стандартами».
Особенности понимания условий и результатов образования во ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также ресурсы учебно-методического комплекта «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для учащихся с умственной отсталостью, сложной структурой дефекта, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанного с учётом профессиональных стандартов персонала клининговой сферы, индустрии питания и гостеприимства явились предметом обсуждения среди руководителей и заместителей руководителей ОО, педагогов - руководителей МО учителей технологии, специалистов, курирующих вопросы профессиональной ориентации, методистов ММС, учителей технологии, СБО СКОУ VIII вида, учителей технологии общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями. Не остались без внимания и вопросы, связанные с подходом к содержанию программ, учебных материалов, обеспечивающих индивидуализацию и позволяющих учащимся приобрести квалификации по 25 специальностям основной группы занятий «Неквалифицированные рабочие».
Материалы семинара (26.02.16) «Обеспечение профессионального самоопределения и обучения лиц с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в рамках предмета «Технология»
3. 27 февраля 2016 года
Семинар «Организационно-педагогические аспекты профессионального образования учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Целевая аудитория была представлена следующими категориями слушателей: преподаватели, методисты, заместители руководителей профессиональных образовательных организаций.
Их вниманию предлагались условия эффективной инклюзии в профессиональном обучении. Особый интерес вызвала информация о социальной адаптации как основном приоритете инклюзивного образования детей с тяжёлыми вариантами дезонтогенеза и об особенностях понимания условий и результатов образования во ФГОС для учащихся с ОВЗ. Вопрос Где и каким образом в образовательном процессе могут реализовываться особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ? помог слушателям выявить содержательные и кадровые ресурсы и риски и нацелил их на оценку ресурсов, необходимых для внедрения инклюзивного образования, актуальных для конкретной образовательной организации.
Тщательно продуманная и организованная работа позволила слушателям плодотворно работать: получать полезную информацию для дальнейшей работы (пакет правовых документов, рабочие тетради и пр.), обмениваться своими мыслями и идеями по «наболевшим» вопросам. В ходе работы семинара участники пробовали свои силы в создании матрицы формулирования образовательных результатов по предмету «Технология» в терминах «жизненной компетенции» и с учётом профессиональных стандартов, а также разрабатывали модели определения профиля обучения в соответствии с запросом ближайшего социума и возможностями учащихся с особыми образовательными потребностями.
Материалы семинара (27.02.16) «Организационно-педагогические аспекты профессионального образования учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития»
В целом работа семинара удовлетворила запросы слушающей аудитории, о чем свидетельствуют их отзывы:
- Очень рада, что стала участником данного семинара, узнала столько интересного!
- Полезным для себя считаю знакомство с терминологией и законодательной базой.
- Обязательно буду использовать в практике своей работы видеофрагменты и адаптивные программы.
- Работаю с детьми коррекционной школы VIII вида, часто испытываю затруднения, а тут получила возможность пополнить свои знания в плане организации работы с детьми с особенностями развития. Ещё один положительный момент - опыт работы других преподавателей, с которым нас знакомили.