В конференции приняли участие: руководители образовательных учреждений, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и преподаватели вузов. Приветствовали участников конференции Пятунин В. Б., доцент кафедры методики преподавания географии, к.п.н., автор учебников издательства «Вентана-Граф»,(г. Москва); Кутрунов В. Н., д.ф-м.н., профессор, зав. кафедрой алгебры и математической логики ТюмГУ; Шантуров Г. Я., президент областной шахматной Федерации.
Всего приняли участие в работе конференции 123 человека из 26 муниципальных образований Тюменской области.
Направления работы конференции:
Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации; вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области», проблемы и перспективы регионального шахматного образования.
На пленарном заседании участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, акцентировав внимание на вопросы приоритета государственной политики в выявлении и поддержке талантливых детей и молодежи; на программу «Школа-вуз-предприятие», реализуемую в рамках работы Холдинга «СИБУР» на примере ООО «СИБУР Тобольск», а также в рамках работы ООО «РОСНЕФТЬ» на примере класса корпоративного партнерства на базе МАОУ Туртасской СОШ Уватского района; организации профильной инженерной школы на базе МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени; межпредметной интеграция в проектной деятельности.
В рамках конференции работали 4 диалоговые площадки.
Работа диалоговой площадки 1. «Потенциал математического образования в преподавании естественно-научных дисциплин»
В работе площадки приняли участие: учителя математики, физики, информатики, директора школ, а также преподаватели ВУЗов.
Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на межпредметные связи информатики и предметов естественно-математического цикла в школьном обучении, формирование предметного ядра математического образования в условиях информационно-технологического профиля в старшей школе, о технологии сотрудничества, как средстве повышения качества математического образования в школе; приемах интеграции математики и физики в преподавании математики 5-6 классов и алгебры 7 класса, а также биологии, химии и обществознания.
В рамках данной диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:
- формирование математической культуры обучающихся в условиях преемственности всех уровней образования;
- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, математике и информатике;
- формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания предметов естественно-математических дисциплин и информатики;
- система оценки образовательных результатов в условиях введения ФГОС.
А также, по итогам работы были выдвинуты следующие предложения:
1. распространить эффективные практики:
2. обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей математики;
3. развивать систему наставничества в Тюменской области для учителей естественно-математических дисциплин и информатики различных уровней и категорий;
4. актуализировать вопрос о выявлении, социализации и сопровождении одаренных учащихся по предметам, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечении им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и конкурсов всех уровней.
Работа диалоговой площадки 2. «Интеграция предметного содержания в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования»
В работе площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического цикла, информатики, директора школ, а также преподаватели вузов.
В рамках работы диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:
- интеграция предметов через проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Презентация деятельности школьного технопарка (класс корпоративного партнерства с ООО «НОВАТЭК» на базе МАОУ лицей № 81 г. Тюмени)
- профилизация обучения химии в условиях сельской школы (класс корпоративного партнерства с ООО «СИБУР» на базе МАОУ Уватской СОШ)
- проектная и учебно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования по информатике (класс корпоративного партнерства с ОАО «РОСНАНО» на базе МАОУ СОШ № 68 г. Тюмени)
- проблемное обучение в школьной географии
- робототехника в курсах информатики и технологии
- востребованность научно-технического творчества химического профиля при реализации программы научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее»
- дифференциация процесса обучения как инструмент профилизации образования.
- формирование экологической культуры учащихся средствами исследовательской и проектной деятельности естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
- приоритеты в развитии естественнонаучного образования в зеркале нормативных документов
Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:
- распространить эффективные практики создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать деятельность школьных технопарков;
- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности интеграции на уроках дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;
- обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;
- совершенствовать работу по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах, в т.ч. с использованием возможностей ГлобалЛаб;
- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;
- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей.
Работа диалоговой площадки 3. «Профориентационная работа: потенциал образовательных организаций».
В работе диалоговой площадки приняли участие: ответственные за реализацию профориентационного направления в рамках программы воспитания и социализации учителя предметов естественнонаучного цикла.
Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на организацию учебно-исследовательских и проектных работ школьников, в том числе на базе школьных технопарков и в системе дополнительного образования; cовершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки; сетевое взаимодействие образовательных учреждений по реализации профильного обучения через проектную и учебно-исследовательскую деятельность; реализацию сетевого партнерства с предприятиями.
По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:
- распространить практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями;
- внедрить положительный опыт по сопровождению высокомотивированных учащихся в рамках естественно-математической лаборатории;
- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;
- организовать сетевое партнерство учреждений общего и дополнительного образования.
- расширять сетевое взаимодействие образовательных организаций с предприятиями агропромышленного комплекса по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля;
- распространять опыт организации образовательных кластеров различного уровня с привлечением предприятий Агропромышленного комплекса;
- усилить взаимодействие с молодёжными общественными организациями по вопросам организации консультативной деятельности среди населения сельских территорий по возможностям получения государственных субсидий по программам социального развития села и поддержке сельхозпроизводства;
Работа диалоговой площадки 4: «Шахматы как средство интеллектуального развития ребенка: современная проблематика и перспективы развития»
В работе диалоговой площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя, педагоги-тренеры, специалисты департамента образования.
В рамках площадки обсуждались вопросы:
Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание условий развития шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области, которые будут содействовать развитию интеллекта, логического мышления и когнитивных способностей детей; расширять сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, привлекать социальных партнеров, распространять опыт работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях.