Научное издательство «ЗЕБРА» (г. Ульяновск), Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива»ь проводит 20 - 21 июня 2019 года
VII Всероссийскую научно-практическую конференцию с дистанционным и международным участием «КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
Секция 1. Социально-воспитательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Секция 2. Социально-психологические проблемы общеобразовательной школы.
Секция 3. Влияние социально-психологических факторов на систему высшего образования.
Секция 4. Образовательное пространство как сфера социальных отношений.
По итогам конференции планируется рассылка pdf-варианта сборника научных статей.
Научные статьи в обязательном порядке размещаются в системе РИНЦ - российского индекса научного цитирования (elibrary, ссылка: http://elibrary.ru/defaultx.asp).
Печатный вариант сборника будет отправлен в Российскую Книжную палату.
Сборники по итогам 1, 2 (две части), 3 (две части), 4, 5 и 6 научно-практических конференций доступны в системе elibrary.ru:
- http://elibrary.ru/item.asp?id=20930839
- http://elibrary.ru/item.asp?id=21569777 - http://elibrary.ru/item.asp?id=21569776
- http://elibrary.ru/item.asp?id=23347223 - http://elibrary.ru/item.asp?id=23347224
- http://elibrary.ru/item.asp?id=26171367
- https://elibrary.ru/item.asp?id=29015391
- https://elibrary.ru/item.asp?id=35241828
Условия и порядок оформления участия:
Для участия в конференции необходимо до 21 июня (включительно) 2019 г. на электронные адреса оргкомитета - tgu-konf2013@mail.ru и (или) nagornova.ay@mail.ru (тема: конференция) - направить:
1. Заявку на участие в конференции по прилагаемой форме.
2. Текст статьи по теме конференции (объем до 8 страниц).
3. Копию платежного поручения (отсканированные изображения квитанции об уплате).
Правила оформления материалов:
Материалы конференции должны быть выполнены на листах формата А4 книжной ориентации. Не полностью заполненные страницы нежелательны. Текст набирается в редакторе WinWord. Шрифт «Times New Roman» размером 14 пт. Междустрочный интервал 1.
Рисунки выполняются в векторном формате (допускается растровое изображение с разрешением не менее 300 dpi).
Поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2 см, правое - 2 см.
Отступ абзаца - 1,25 см.
Тезисы должны быть тщательно отредактированы.
УДК 37.01
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2019
Л.И. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры«Педагогика»
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск (Россия), lariv73@mail.ru
Значимость исследования социального воспитания личности, как целостного процесса, охватывающего все этапы развития человека, подтверждается факторами современного развития детей, подростков, молодежи в условиях реформирования образования.
В современной отечественной педагогике представлены различные методологические и теоретические подходы рассмотрения сущности социального воспитания: социально-философский (Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, Г.Н. Филонов и др.), социологически ориентированный (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов и др.), социально-педагогический (теория и методика социальной работы) (М.А. Галагузова, В.А. Никитин, С.А. Расчетина и др.), педагогический (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.).
Т.А. Ромм, изучая социальное воспитание как теоретический концепт педагогической науки, выделяет теоретический образ социального воспитания на современном этапе, который представляет собой «феномен социального воспитания в связи с решением задач относительно контролируемого процесса социализации средствами социально-философской, социологической, «помогающей» (в контексте теории социальной работы) и педагогической операционализации на основе актуализации интерпретативно-понимающих оснований» [1, с. 279].
Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Фокин и другие характеризуют сущность социального воспитания как работу с детьми в определенной социальной среде. Теоретический образ социального воспитания характеризуется «как важнейший приоритет в образовании; как организация воспитания в социальной среде, которая есть «поле» социальной самореализации человека, проявления его инициативы, самостоятельности, творчества» [2, с. 83].
Феномен социального воспитания в педагогическом образе предстает во взаимосвязи с процессами развития, социализации, формирования личности педагогическими средствами. Выделим две наиболее значимые социально-педагогические концепции Л.В. Мардахаева и А.В. Мудрика.
С позиции Л.В. Мардахаева, социальное воспитание - «направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей» [3, с. 11]. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что по своей сути социальное воспитание - это «...целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе» [3, с. 96]. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.
В своем исследовании мы опираемся на социально-педагогическую концепцию социального воспитания А.В. Мудрика, которая основывается на субъект-субъектном подходе и трактует социализацию как «...развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8, с. 9].
Воспитание определяется А.В. Мудриком как:
- целенаправленное создание условий для развития человека;
- относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации, при этом осуществляется данный процесс обществом и государством в создаваемых для этого организациях [7];
- «...относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [7, с. 16];
Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) - это... «...взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации и индивидуальной помощи» [4, с. 38].
Социальное воспитание как особый вид социализации, а именно - «относительно целенаправленная и социально-контролируемая социализация, протекает как под влиянием внешних сил и условий (факторов), так и вследствие мотивов и действий самого человека, направленных на самоизменение» [5, с. 34]. А.В. Мудрик к внешним факторам социализации относит мега-, макро-, мезо-, микрофакторы.
На наш взгляд, именно микрофакторы играют (как правило) ведущую роль в социализации человека на стадиях детства, отрочества и ранней юности. Особо выделим внешние движущие силы социального воспитания личности, которые стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие человека на микроуровне. К ним относится: 1) среда жизнедеятельности (образовательное учреждение как образовательная организация); 2) жизнедеятельность группы сверстников; 3) воспитатели, мнение и деятельность которых имеют значение для человека. Все это обуславливает специфику социального воспитания обучающегося.
Таким образом, социальное воспитание личности осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов (группа сверстников как микрофактор социализации).
Список литературы
1. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: монография. Новосибирск: Наука, 2007. 380 с.
2. Плоткин М.М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2009. № 5. С. 80-90.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
4. Мудрик А.В. Социальное воспитание в воспитательных организациях // Вопросы воспитания. 2010. № 4 (5). С. 38-43.
5. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. М.: Просвещение, 2008. 223 с.
6. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004. 304 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. Сластенина В.А. М.: Академия, 2005. 200 с.
STUDY OF THE PROBLEMS OF SOCIAL EDUCATION OF THE PERSON
L.I. Eremina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the
department «Education»
Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk
(Russia), lariv73@mail.ru
Заявка на участие в конференции
Фамилия (рус.)
99
Имя Отчество (рус.)
Место работы (рус.)
Адрес места работы, с индексом (рус.)
E-mail
Фамилия (англ.)
Имя Отчество (англ.)
Место работы (англ.)
Адрес места работы, с индексом (англ.)
Номер и название секции
Контактные телефоны
Контакты: Нагорнова Анна Юрьевна e-mail - tgu-konf2013@mail.ru, nagornova.ay@mail.ru
тел. +7-903-339-30-06
Адрес: 432072, г. Ульяновск, ул. Жуковского, 83, Научное издательство «ЗЕБРА»
Организационный взнос:
Организационный взнос, включающий компоновку сборника, организационно-технические работы по размещению сборника в системе РИНЦ - elibrary, составляет 500 руб. за одну научную статью[1].
Организационный взнос перечисляется до 21 июня 2019 г. (включительно).
Организационный взнос оплачивается электронным платежом Яндекс.Деньги - 410011818936139 или по следующим банковским реквизитам:
Получатель: Нагорнова Анна Юрьевна
Номер банковской карты: 4276 6900 1591 9472
Номер счета: 40817810069003155927
Банк получателя: УЛЬЯНОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8588 ПАО СБЕРБАНК Г.УЛЬЯНОВСК
БИК: 047308602
Корреспондентский счет: 30101810000000000602
КПП: 732502002
ИНН: 7707083893
ОКПО: 09790328
ОГРН: 1027700132195
Юридический адрес банка: 117997, МОСКВА, УЛ.ВАВИЛОВА,19
Почтовый адрес банка: 432700, УЛЬЯНОВСК, ул. Энгельса, 15
Почтовый адрес доп.офиса №8588/2: г.Ульяновск, ул.Карла Либкнехта, 25.1 ,432017
При необходимости участники могут заказать печатный вариант сборника (просьба указать в заявке дополнительно почтовый адрес с индексом для пересылки сборника). В данном случае организационный взнос за одну научную статью составит 1000 руб.