18 сентября 2024 года в рамках курсов повышения квалификации ТОГИРРО «Проектирование современного урока на основе анализа результатов процедур оценки качества образования» (учебные предметы «Русский язык», «Литература»)» прошла областная стажировочная площадка на базе МАОУ гимназии № 16 г.Тюмени (см.программу). Филологи из разных территорий посетили одно из лучших образовательных учрежлений Тюменской области и России, познакомились с продуктивными методами и приемами организации урочной и внеурочной деятельности по реализации ФГОС и ФРП в контексте целостной системы работы гимназии (напомним, она, среди других школ региона, была в 2013-2016 гг. еще и областной инновационной площадкой, на базе которой апробировался большой региональный проект по развитию языковой личности под руководством Володиной Е.Н.). Педагоги получили уникальную возможность на практике существенно повысить уровень профессиональных компетенций по следующим акутальным направлениям педагогической деятельности:
- конструирование урока русского языка и литературы на основе анализа результатов процедур оценки качества образования;
- выбор элементов содержания контрольных измерительных материалов и видов деятельности обучающихся в соответствии с типом урока для отработки предметных дефицитов;
- проектная деятельность;
- формирование функциональной грамотности;
- формирование читательской грамотности;
- воспитательная деятельность.
Так, на блестящем уроке литературы в 8 классе по теме «Анализ драматического произведения», который провела Каримова Розалия Рашидовна, ребята погрузились в культуру эпоху классицизма, а еще учились определять принципы классицистического текста и авторскую позицию в пьесе Д.А. Фонвизина «Недоросль», поняли, кто такой гражданин, и задумались над современным звучанием произведения XXIII века.
На методически грамотном и глубоком мастер-классе Елены Викторовны Ивановой, председателя РПК ОГЭ по литературе, слушатели за 40 минут освоили технологию обучения написанию сочинения с использованием литературных терминов при анализе эпизода (на примере романа «Война и мир»)».
Опытный педагог-подвижник 16 гимназии Юлия Владимировна Бархатова представила разные формы трансформации и творческой интерпретации «пестрых рассказов» А.П. Чехова через такие виды деятельности школьников, как создание мультфильма, пластилинового и анимационного фильма, используя возможности стилизации под немое кино, театрализацию, кукольный театр, текстовое декламирование, а потом провела интерактив по технологии «сторителлинг» на примере чеховской «Лошадиная фамилия». А ее ученики замечательно, творчески и зажигательно, «рассказали» чеховскую историю про Очумелова.
Об опыте организации проектной деятельности школьников в условиях функционирования информационно-библиотечного Центра и лучших гимназических практиках (а это и проекты «Гимназия - территория чтения», «Говорящие книги», и создание вместе с родителями рукописных, тактильных книг, и акции «Время читать!», «Почитай мне, друг!», «Моя любимая книга», и клуб «Мамины чтения», «Читательский клуб выходного дня», киноклуб «Перекресток» и др.) рассказала Елена Венальевна Фоменко, педагог-библиотекарь, хозяйка Храма книги. Благодаря в том числе и ее стараниям, дети читают, с нетерпением и живым интересом ждут встречи с новыми книгами, обсуждают с родителями и учителями прочитанное!
Систему методов и приемов речевого развития на уроках русского языка, формирования образного и ассоциативного мышления представила опытный логопед гимназии Наталья Васильевна Шабанина. Согласитесь, важное направление деятельности!
Не подвели и молодые учителя гимназии, творческие и дерзкие: Диана Сергеевна Токубаева, учитель английского и русского языка, и филолог Арина Станиславовна Тошина провели (впервые, заметьте!) интегрированный урок, пригласив ребят в Лабораторию времени, где они осваивали концепт «время» и сравнивали грамматику временных форм в ангдийском и русском языках.
А филолог с 45-летним стажем Владимир Николаевич Ульянов, покоривший сердца педагогов блестящим чтением стихов (в том числе и собственных!), под звуки прекрасной музыки рассказал о «святых местах России», которые посещал он со своими воспитанниками, а потом его ученик Тимур представил свой литературно-творческий проект о Пушкиногорье!
Завершили программу дня «Открытый микрофон», методический комментарий увиденных уроков и внеурочных занятий, глубинная профессиональная и личностная рефлексия.
Участники стажировочной площадки увидели ЖИВУЮ, ОКРЫЛЯЮЩУЮ ПЕДАГОГИКУ, яркую, творческую и результативную! В отзывах и анкетах они написали:
«Много полезного, интересного взяла для работы. Благодарю! Большой плюс, что были показаны уроки! (Кайкова С.Я.),
«Стажировочная площадка очень насыщенная, очень многое можно взять в свою методическую копилку!» (Вебер А.В.),
«Административный состав гимназии находит нужные слова похвалы для каждого учителя. Школа удивительная не только по оснащению и оформлению, но и по системе работы» (Градобоева Н.Б.),
«Очень много нужного, полезного взяла для себя. Спасибо огромное всему педагогическому коллективу!» (Пашина Л.В.),
«Как много света, тепла, любви подарили нам коллеги, щедро поделившись своим опытом! Стажировочная площадка прошла конструктивно, познавательно, интересно!» (Смирнова И.Н.),
«Уроки и внеурочные занятия были наполнены интересными находками и инновационными методами и приемами. Огромная благодарность ТОГИРРО, Елене Николаевне Володиной и гимназии!» (Овсепян М.А.),
«Какие творческие, талантливые педагоги в 16-й гимназии! На таких учителях держится Россия! Их дети - умницы! Отдельное спасибо администрации, завучам гимназии и директору Наталье Алесандровне Филиппи!» (Жакупова Н.Т.) и т.д.
Работа на стажировочной площадке, глубокая и неформальная, стала настоящим праздником для учителей из разных территорий области. Праздником разума и муз!
Благодарность Елене Николавене Володиной от МАОУ гимназии № 16 г.Тюмени
Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.фил.н.